Революция
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Революция в России – торжество или трагедия?»
Цель классного часа:
– сформировать понимание важности сохранения единого культурного пространства страны, гражданского мира и общественного диалога в различных конфликтных ситуациях на примере революционных событий 1917 года в России.
Задачи классного часа:
– учебные: формирование представления о необходимости сохранения сложившейся системы духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей народов России для сохранения мира в обществе и успешного развития государства;
– воспитательные: профилактика экстремизма и радикальной идеологии; воспитание учащихся в духе гражданственности, ответственности перед Родиной, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, веротерпимости; развитие способности давать собственную нравственную оценку историческим событиям на фоне внешней культурной и информационной экспансии; актуализация понятия о милосердии, сострадании, прощении и примирении;
– метапредметные: развитие способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– гордость за историю нашей страны; национальная экономическая политика; созидательный труд; внешняя культурная и информационная экспансия; вседозволенность и насилие, национальная и религиозная нетерпимость; стойкость, мужество, верность долгу; сотрудничество для достижения общих результатов; потеря норм морали, нравственности, духовных идеалов; семья – основа общества и государства; сохранение семейных ценностей с учетом религиозных и культурных традиций; смирение, милосердие, прощение – нравственная основа личности; святость; историческое единство народов России; уважение и любовь к Родине.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На экране слайд и голос за сценой:
– Я помню одно: всё это от человека идёт. Всё это он творит. И он же сотворил всё прекрасное на земле, всю поэзию её, все подвиги мужества и чести, все радости и праздники жизни, её смешное и великое. И это он, человек, во все дни трагедий, страданий, мук соединил нас здесь для дружеской человеческой беседы. Пойдёмте же к человеку, который и грязен, и многогрешен, но искупает грязь и грех величайшими невыносимыми страданиями. Можем ли мы создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче? И можем, и должны (Максим Горький).
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Слова писателя Максима Горького действительно обращены к нам. Обращены оттуда, из 17–18-го годов ХХ века, которые перевернули, изменили не только жизнь России и её народа, но и жизнь всего мира. Страна пошла по другому пути, и мир уже не мог быть тем же, каким он был до революции. Что же это было? Что же случилось со страной, которая решила изменить свою жизнь?
Сегодня мы слышим с экранов телевизоров печальные слова о том, что русская нация никак не может преодолеть демографический кризис. Мы постоянно улучшаем качество медицинских услуг. Мы хотим, чтобы рождаемость превышала смертность. Мы всё для этого делаем. Наше государство является социальным, его деятельность направлена на решение этой проблемы.
Но вот вопрос: народонаселение Российской империи за 20 лет царствования Николая II с конца XIX – начала XX века увеличилось… на минуточку задумайтесь… на 50 миллионов человек. Это современная Украина, это современная Польша. Это целое государство. За 20 лет, тяжёлых, трудных… когда Россия вела несколько войн. Но даже в годы этих войн прирост населения продолжался. Значит, то, что нам говорят, будто социальные условия мешают и молодые семьи думают, как же им прокормить своих детей, – это всё неправда. Народ верил, что у него есть будущее, верил в ту страну, в которой он проживал. Что же это была за страна? Какой же была та Россия, которую мы потеряли?
Что случилось с нами, с нашим народом, с нашей страной? Сегодня нам с вами предстоит ответить на эти вопросы. И ответов будет множество. Но каждый должен найти их сам, в своём сердце.
Сегодня мы постараемся стать участниками тех событий, увидеть, почувствовать, понять, что же это была за страна и что случилось с народом, который решил эту страну изменить.
Ведущий уходит за кулисы.
Демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
За время правления Николая II Россия стала индустриальной страной. Горная металлургия, химия, топливная промышленность и машиностроение, в том числе совершенно новые отрасли – автомобильная и авиационная промышленность, составили базовую структуру российской экономики. С 1894 по 1913 год выплавка стали, чугуна и меди увеличилась в 5 раз, а производительность труда в промышленности выросла вчетверо.
К 1913 году в стране было уже 27 тысяч предприятий, на которых производилось более 5 % всей мировой промышленной продукции. К 1914 году Россия вошла в пятёрку ведущих индустриальных держав мира.
К моменту вступления на престол Николая II мир переживал настоящую научно-техническую революцию. Россия же по-прежнему оставалась в целом аграрной страной. В условиях технического отставания перед ней вставала угроза превращения в сырьевой придаток Запада.
Первые годы XX века стали периодом бурного развития русской промышленности.
Гордость за историю нашей страны |
Национальная экономическая политика |
Созидательный труд |
В период с 1907 по 1915 год подали заявки об «укреплении» земли в личную собственность более 2,7 миллиона домохозяев. За этот же период в Сибирь прибыло почти 4 миллионов поселенцев. К 1913 году Россия вышла на первое место в мире по сбору зерновых, животноводству и экспорту сельхозпродукции.
Император Николай II видел в электрификации страны стратегическое направление роста экономики и благосостояния народа. В годы его правления в России были созданы две новые отрасли промышленности: энергетика и электрическая промышленность, ставшие основой для развития других отраслей – транспорта, связи и городского хозяйства.
За это время было построено 7 электромашиностроительных заводов, а электрический трамвай стал основным видом городского общественного транспорта. Производство электроэнергии росло ежегодно на 20–25 %. В 1914 году в стране было уже 220 электростанций. Именно на основе стратегии электрификации России, созданной к 1915 году, в СССР был реализован план ГОЭЛРО.
Император уделял огромное внимание развитию системы железных дорог. Он видел в этом залог укрепления обороноспособности и успешного освоения Сибири. В 1913 году было закончено строительство Транссибирской магистрали, соединившей Благовещенск с Санкт-Петербургом. А в 1908–1916 годах построена Амурская железная дорога, проходившая по малонаселённым пунктам, но имевшая стратегическое значение для Дальнего Востока.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Экономика не развивается сама по себе. Её делают люди, люди труда. И люди созидали свою страну, они её развивали, укрепляли и жили в этой стране.
Внешняя культурная и информационная экспансия |
Когда ты начинаешь разрушать и тебя манят лозунги, говорящие о том, что впереди нас ждёт светлое будущее, ты веришь этим лозунгам и ради них готов отречься от всего, что было раньше.
И народ пошёл за этими лозунгами. Тот же самый народ, который созидал свою страну. Именно русский народ совершил этот переворот, эту революцию в душах, в умах, в сознании и в жизни нашей страны. Страну ждала революция.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации видеоматериалов (2-я часть):
Стих |
История не терпит суесловья, Трудна её народная стезя. Её страницы, залитые кровью, Нельзя любить бездумною любовью И не любить без памяти нельзя. Ярослав Смеляков «История» |
Стих |
Прячет история в воду концы. Борис Слуцкий «Отложенные тайны» |
Стих |
Что такое революция? — Буря, Ураган, вырывающий с корнем Столетние кедры, Освежающий недра Воздухом горним, Оживляющий все ураган, Крушащая многое буря! Революция — буря. Она Над океаном Летит ураганом, Разметая воды до дна, И горе Судам, Застигнутым в море! Там Огромный дредноут и ничтожная шлюпка Одинаково хрупки, Там Для тысяч раскрыты могилы, Там никто Не предвидит судьбы: все — слепые! Что Наши ничтожные силы Пред волей стихии! Революция — буря... Валерий Брюсов «Революция» |
Стих |
Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Или у броненосцев на рейде ступлены острые кили?! Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Левой! Левой! Левой! Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай! Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой, – России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой! Глаз ли померкнет орлий? В старое станем ли пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! Владимир Маяковский «Левый марш» |
После завершения чтения стихов и демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Революции сначала происходят в сознании людей. Сначала там меняется отношение к жизни. Именно там человек задаёт себе вопросы и пытается на них ответить. И только потом он начинает действовать. Так что же произошло в умах и сердцах? Неужели народ не понимал, куда влечёт его эта страсть?
Россия к 17-му году была одной из образованнейших стран. Реформа народного образования, начатая в годы правления Александра III и продолженная при Николае II, позволила создать практически в каждом селе церковно-приходскую школу, где дети крестьян получали бесплатное образование. Ремесленные училища, культурные центры, музеи, театры, газеты – всё это было. Но именно в разуме человека, внутри его сознания произошёл внутренний раскол. Оторванность научных знаний в сознании от традиционных духовно-нравственных ценностей делает людей не защищёнными от страстей, которые возникают и бушуют в их сердцах.
Ведущий уходит за кулисы.
Демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
В эпоху правления Николая II расходы на образование выросли в 8 раз. Император осуществил масштабную реформу народного образования, сформулировав её идеологию: чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье.
В 1914 году в начальных учебных заведениях обучалось уже почти 9 миллионов учащихся. Наука и искусство переживали невиданный ранее взлёт. В годы царствования Николая II достигло расцвета храмовое строительство, открылись сотни монастырей. Было прославлено множество святых: патриарх Гермоген, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский и многие другие. А торжества в Сарове по случаю канонизации преподобного Серафима государь возглавил лично.
Здоровье народа было приоритетом социальной политики государя. При Николае II впервые в мире медицинское обслуживание населения стало бесплатным. В 1913 году по инициативе императора было создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества с целью уменьшения детской смертности, устройства приютов для матерей и детей и первых в стране молочных кухонь.
С началом войны была запрещена продажа крепких спиртных напитков по всей стране. За несколько лет действия этого сухого закона резко снизилось количество преступлений, увеличилось благосостояние крестьян, ранее тративших огромные средства на алкоголь. С 1897 по 1914 год население империи без учёта Польши и Финляндии выросло с 117 до 160 миллионов человек.
Первые для России Олимпийские игры. Они состоялись в 1912 году в Стокгольме. Россия приняла в них самое активное участие. Вот делегация России на церемонии открытия игр. А это наша сборная по футболу. Сам государь очень любил активные виды спорта.
Во время царства Николая II с каждым годом повышался уровень жизни многонационального народа Российской империи. Если говорить о конкретных цифрах, то рабочий самой низкой категории получал 130 копеек в день, учитель начальной школы – до 2,5 тысячи рублей в год, врач – 900 рублей в год, инженер – около тысячи рублей в год, профессор – от 3 до 6 тысяч рублей в год. При этом курица стоила 40 копеек, буханка ржаного хлеба – 3 копейки, съём хорошей квартиры обходился в 155 рублей в год.
Государь уделял внимание не только материальному достатку народа, не менее его заботило нравственное здоровье нации.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Нравственное – это всегда выбор между добром и злом. Это всегда выбор с точки зрения жертвы ради спасения. Очень часто мы слышим в современном мире, что человек – разумное существо. А как же! Человек обладает знаниями, разум не допустит катастрофы на Земле.
Вседозволенность и насилие, национальная и религиозная нетерпимость |
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации видеоматериалов (4-я часть):
Стих |
Что за дивный рассвет над Москвою-рекой? Михаил Каиров |
Стих |
Пропитаны кровью и желчью Наша жизнь и наши дела. |
Стих |
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие — из рядов военных, Дворянских разорённых гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле... В других весь цвет, вся гниль империй, Всё золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий. Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, А вслед героям и вождям Крадётся хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Разрушить и продать врагам. И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин «Гражданская война» |
После завершения чтения стихов и демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Солдаты Первой мировой войны были брошены в окопы неведомыми силами. Россия до конца сопротивлялась тому, чтобы вступать в эту войну. Император Николай II был одним из тех, кто пытался всеми возможными способами избежать войны.
Стойкость, мужество, верность долгу |
Конечно, солдат устал, и, когда услышал лозунг «Конец войне, штык в землю», в его сердце появилась надежда, что он выживет в этой войне. И он соблазнился.
Этот соблазн обернулся страшным обманом. Первая мировая война, в которой мы потеряли 1,5 миллиона русских солдат убитыми, обернулась гражданской войной, которая растянулась ещё на четыре года. В этой войне русский народ потерял ещё 10 миллионов своих сыновей и дочерей.
Поверив мечте, что можно достигнуть рая на земле, армия, ещё недавно успешно воевавшая на фронтах, повернула штыки друг против друга. В окопах оказались бывшие сослуживцы, но теперь они смотрели друг на друга через прицелы своих винтовок. Это была трагедия народа.
Ведущий уходит за кулисы.
Демонстрируются видеоматериалы (5-я часть):
Технический прогресс не мог не привести к стремительному росту вооружений, особенно в Германии, которая по темпам экономического развития опережала тогда все страны мира. С вступлением на германский престол кайзера Вильгельма II Германия взяла курс на завоевание мирового господства. Россия была вынуждена тратить огромные средства на поддержание мощной армии.
Император Николай II провёл эффективную военную реформу с учётом уроков Русско-японской войны. Были усилены артиллерия и специальные рода войск: инженерные, сапёрные, железнодорожные, войска связи, с нуля созданы автомобильные войска, авиация и подводный флот. Перед Первой мировой войной Россия имела 22 автомобильных подразделения с 10 тысячами автомобилей. В составе Императорского военно-воздушного флота было 300 частей, в которых служили 35 тысяч солдат и офицеров. На вооружении стояли 1,5 тысячи аэропланов. В августе 1915 года государь принял на себя верховное главнокомандование. Под его руководством была проведена реорганизация фронтов, налажено бесперебойное снабжение оружием и боеприпасами, а ряд успешных наступательных операций позволил изменить стратегическую обстановку.
Усилиями государя императора русский флот, жестоко пострадавший в Японскую войну, возродился к жизни.
К 1914 году военно-морской флот имел в своём распоряжении 78 подводных лодок, некоторые из которых приняли участие не только в морских сражениях Первой мировой войны, но и Великой Отечественной. Последняя подлодка времён Николая II была списана в СССР только в 1955 году.
Государь император Николай II уделял огромное внимание передовым военным технологиям. При нём появляются первые гидроавианосцы и самолёты морского базирования, так называемые летающие лодки, способные взлетать и приземляться как с авианесущих кораблей, так и с водной поверхности.
В период с 1913 по 1917 год, всего за 5 лет, в состав российского флота были включены 12 авианосцев, оснащённых летающими лодками.
Сотрудничество для достижения общих результатов |
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Армия, которой было суждено стать победительницей в Первой мировой войне, оказалась в проигрыше. Эта армия стала убивать свой народ.
Потеря норм морали, нравственности, духовных идеалов |
Здесь нет проигравших и нет победителей. Здесь все воюют против всех.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации видеоматериалов (6-я часть):
Стих |
Девять дней отступали Юрий Нестеренко «Девять дней отступали» |
Стих |
Ещё не сорваны погоны Зоя Ященко «Генералы гражданской войны» |
Стих |
Что за тоска меня тянет на кладбище, Где-то на тропке, струящейся ровненько, Это сквозь войны и революции, Из Петербурга, а может, Саратова, Анастасия Петровна Ревуцкая Что ж вы дерётесь, как малые дети, Что я стою с головою повинною, Напоминая взаимозлодейские И над моими надеждами детскими Анастасия Петровна Ревуцкая. Евгений Евтушенко «Анастасия Петровна Ревуцкая» |
После завершения чтения стихов и демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Всё начинается с предательства: человек предаёт те нравственные идеалы, которые составляют основу его жизни. Таким нравственным идеалом, такой скрепой, которая соединяла все народы, проживающие на территории Российской империи, была царская семья. Оболганная, преданная, она своим существованием, своей жизнью мешала и белым, и красным. Она мешала всем, кто хотел отринуть прошлое, кто хотел построить свой, новый мир.
Мы теперь не можем прорваться сквозь летописные кляузы, клевету, обман, ложь. Но мы можем познакомиться с мыслями, которые сохранились в дневниках и переписке царской семьи. Мы можем почувствовать то, чем жили эти люди, как они мыслили, как любили свою Родину и свой народ.
Ведущий уходит за кулисы.
Демонстрируются видеоматериалы (7-я часть):
Весной 1894 года, видя непоколебимое решение цесаревича вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, августейшие родители дали наконец на то своё благословение.
«Спаситель сказал наш: «Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог», – писал великий князь Николай в то время. – Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение 5 лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Алисе переход в православную веру и дать мне её в жёны».
С глубокой верой и любовью цесаревич убедил принцессу принять святое православие. В решающем разговоре он сказал: «Когда вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, вы их полюбите, и ничто не будет нас разделять».
После 1894 года во время тяжёлой болезни государя цесаревич неотступно находился у его постели. «Как преданный сын и как первый верный слуга своего отца, – писал он невесте в те дни, – я должен быть с ним весь день».
За несколько дней до кончины Александра III в Россию прибыла принцесса Алиса. Чин присоединения её к православной церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время миропомазания она была наречена Александрой в честь святой царицы-мученицы.
Глубоко и искренне приняла Александра Фёдоровна православие. «Твоя страна будет моей страной, – говорила она, – твой народ моим народом и твой Бог моим Богом».
Семья – основа общества и государства |
«Наша любовь и наша жизнь – это одно целое. Мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности. Ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», – писала мужу в 1909 году Александра Фёдоровна.
Николай Александрович 30 ноября 1914 года записал в своём дневнике: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас. Редким семейным счастьем Господь благословил нас. Лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойными столь великой Его милости».
Сохранение семейных ценностей с учётом религиозных и культурных традиций |
«Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», – считала государыня. «Чем больше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, – говорил государь. – Такими должны быть и мои дети».
«Долг родителей в отношении детей, – писала в дневнике государыня, – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог. В обустройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности».
Она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестёр милосердия. На свои личные средства царица построила дом для солдат – инвалидов Русско-японской войны.
Пока государь был погружён в руководство военными действиями, императрица Александра Фёдоровна добровольно приняла на себя труды сестры милосердия в Царскосельском госпитале.
Царица со своими дочерями окончила фельдшерские курсы и стала ассистировать при операциях, причём есть описание, что они делали: как помогали хирургам, промывали и перебинтовывала раны со старшими дочерями. Она говорила, что страдание очищает.
Смирение, милосердие, прощение – нравственная основа личности |
Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него. Он всех простил и за всех молится. И чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее. Но что не зло победит зло, а только любовь».
Святость |
17 июля 1918 году в Ипатьевском доме в Екатеринбурге царская семья приняла мученическую смерть. В 2000 году Русская православная церковь прославила царскую семью в лике страстотерпцев.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– В ночь перед расстрелом царскую семью разбудили, приказали спуститься в подвал, сказав, что необходимо переезжать. Уже в подвале они увидели солдат с примкнутыми штыками, смотрящих на них с ненавистью.
С одной стороны стояли дети. Царевичу Алексею было 14 лет, младшей дочери Анастасии – 17. А напротив – люди, лица которых были искажены гримасой ненависти, они смотрели на них через винтовочный прицел. А затем нажали на курок.
Как это понять? Понять невозможно. Но это наша история, это история нашего народа. Наш народ совершил богоотступничество и клятвопредательство.
Мы помним, что всё начиналось с предательства высшего офицерского состава и всех сословий. «Кругом измена, и трусость, и обман» – это слова царя, записанные в день отречения.
Историческое единство народов |
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации видеоматериалов (8-я часть):
Стих |
Я чувствую, близится судное время: Игорь Северянин «Народный суд» |
Стих |
Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах восторженных когда-то, Есть роковая пустота. И пусть над нашим смертным ложем Взовьётся криком вороньё, – Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твоё! А.А. Блок «З.Н. Гиппиус» |
Стих |
Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. Что грозы жестокая мелодия, Радость или горькая нужда?! Всё проходит, Остаётся – Родина, То, что не изменит никогда. С ней живут, Любя, страдая, радуясь И поднимаясь ввысь. Над грозою торжествует радуга, Над бедою торжествует жизнь! Медленно история листается, Летописный тяжелеет слог. Всё стареет, Родина не старится, Не пускает старость на порог. Мы прошли столетия с Россиею От сохи до звёздного крыла, А взгляни – всё то же небо синее И над Волгой та же тень орла. Те же травы к солнцу поднимаются, Так же розов неотцветший сад, Так же любят, и с любовью маются, И страдают, как века назад. И ещё немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живёт и умирает с ним. Всё пройдёт, а Родина – Останется, Если мы то чувство сохраним. В. Фирсов «Чувство родины» |
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса, все школьники выходят на сцену.
После завершения песни ведущий выходит на сцену:
Уважение и любовь к Родине |
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (8 частей);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Баркова Анна. Пропитаны кровью и желчью… Стихотворение.
http://a-pesni.org/grvojna/poesia/barkova.php
2. Блок Александр. Рожденные в года глухие… Стихотворение.
http://stih.su/blok-a-a-rozhdennye-v-goda-glukhie/
3. Брюсов Валерий. Революция. Стихотворение.
https://poemata.ru/poets/bryusov-valeriy/revolyutsiya/
4. Волошин Максимилиан. Гражданская война.
Стихотворение из цикла «Усобица». http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/voloshin61.html (страница не найдена)
5. Горький Максим. Несвоевременные мысли. Проза.
https://royallib.com/book/gorkiy_maksim/nesvoevremennie_misli.html
6. Евтушенко Евгений. Анастасия Петровна Ревуцкая. Стихотворение.
https://stihipoeta.ru/5526-anastasiya-petrovna-revuckaya.html
7. Каиров Михаил. Что за дивный рассвет над Москвою-рекой? Стихотворение. http://www.stihi.ru/2017/05/04/1904
8. Матусовский Михаил. С чего начинается Родина.
Музыка Вениамина Баснера, исполнитель Марк Бернес.
http://www.lyricshare.net/ru/mark-bernes/s-chego-nachinaetsya-rodina.html
9. Нестеренко Юрий. Девять дней отступали. Стихотворение.
http://www.belrussia.ru/page-id-1838.html
10. Маяковский Владимир. Левый марш. Стихотворение.
https://ilibrary.ru/text/1235/p.1/index.html
11. Северянин Игорь. Народный суд. Стихотворение.
https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/igor-severyanin-narodnyy-sud
12. Слуцкий Борис. Отложенные тайны. Стихотворение. М.: Советский писатель, 1988.
http://imwerden.de/pdf/slutsky_stikhi_raznykh_let_iz_neizdannogo_1988__ocr
13. Смеляков Ярослав. История. Стихотворение.
https://stihi.ru/2019/01/18/2506
14. Фирсов Владимир. Чувство родины. Стихотворение из книги «Отечество». http://ocr.krossw.ru/html/firsov/firsov-stihi2-ls_6.htm
15. Ященко Зоя. Генералы гражданской войны. Стихотворение.
Использованные видеоматериалы:
1. Российская империя в эпоху правления императора Николая II.
ЗАО «Таганский ряд», 2018. http://epoha-nikolaya-2.ru
2. Романовы. Царское дело. ВГРТК «Россия», 2013.
https://seasongid.com/season-8544-romanovy_tcarskoe_delo.html
3. Романовы. Фильм 8. ООО «Стар Медиа Дистрибьюшн», 2013.
https://www.youtube.com/watch?v=zM297O4V6Sg&list=PL3T_w9DCDdZBm0VZA1P6kscK6tXM-nPWK&index=8
4. Император, который знал свою судьбу.
ОАО ТПО «Санкт-Петербург студия документальных фильмов», 2009.
https://www.youtube.com/watch?v=VCbo0i72WOw
5. Николай II. Сорванный триумф. ВГРТК «Россия», 2009.
https://www.youtube.com/watch?v=DXXR3dVf-Aw
6. События 1917 года в кинохронике того времени. ООО «Клио-XXI», 2008.
https://ok.ru/video/390646996497
7. Кинохроника с Николаем II в цвете. National Geographic.
https://www.youtube.com/watch?v=lMZmMSqXzuE
8. Кинохроника Гражданской войны в России. «Подкова-фильм».
https://www.youtube.com/watch?v=llmWH99cJBo
Сценарий
Сценарий
тематического открытого урока
посвященного годовщине революции 1917 года в России
Эпиграф – на экране заставка и голос за кулисами читает текст эпиграфа
Ведущий – Российская империя – что это была за страна, которую в течении тысячи лет созидали предыдущие поколения наших предков.
Видео 1 часть – Российская империя. Экономика.
Ведущий – Человек может созидать, а может разрушать.
Видео 2 часть – Революция (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
Ведущий – Революцию совершили образованные люди.
Видео 3 часть – Российская империя. Культура и образование.
Ведущий – Страсти пленяют разум и в душе народа восстает ненависть и злость.
Видео 4 часть – Гражданская война (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
Ведущий – Перелом в первой мировой войне, доблесть и мужество русских солдат.
Видео 5 часть – Российская империя. Армия.
Ведущий – Лозунг –конец войне, обман - Белые и Красные, террор, сын на отца, трагедия народа.
Видео 6 часть – Раскол русского мира, исход, эмиграция (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
Ведущий – Николай II - кругом предательство, трусость и измена.
Видео 7 часть – Российская империя. Царская семья.
Ведущий – Расстрел, Алексею-14, Анастасии-17, попытка стереть из памяти, но зло может победить только любовь.
Видео 8 часть – Примирение (дети читаю стихи, фоном звучит музыка).
По завершении стихов все участники выходят на цену и обращаясь лицом к экрану смотрят видео до конца под звуки песни «С чего начинается Родина».
Ведущий – Надо простить, каждый по-своему любил Россию, нельзя ради мечты убивать ближнего, Родина у нас одна, надо помнить уроки истории и вместе созидать будущее нашей страны.
Эпиграф
«И в эти дни, страшные для всех, для всей страны, созданной множеством поколений, в эти дни дни безумия, ужаса, торжества глупости и пошлости, я помню одно: всё это от человека идёт, всё это он творит.
И он же сотворил всё прекрасное на земле, всю поэзию её, все подвиги мужества и чести, все радости и праздники жизни, её смешное и великое.
И это он, человек, во все дни трагедий, страданий, мук соединил нас здесь для дружеской человеческой беседы. Пойдёмте же к человеку, который и грязно, и много грешен, но искупает грязь и грех величайшими, невыносимыми страданиями. Можем ли мы создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче? И можем. И должны».
М.Горький. 1918-й год.
Видео 2 часть – Революция (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Я.В. Смеляков
Прячет история в воду концы.
Спрячут, укроют и тихо ликуют.
Но то, что спрятали в воду отцы,
Дети выуживают и публикуют.
Опыт истории ей показал:
Прячешь - не прячешь,
Топишь - не топишь,
Кто бы об этом ни приказал,
Тайну не замедляешь - торопишь.
Годы проходят - быстрые годы,
Медленные проплывают года.
Тайны выводят на чистую воду,
Мутная их не укрыла вода.
И не в законы уже, а в декреты,
Криком кричащие с каждой стены,
Тайны отложенные и секреты
Скрытые превратиться должны.
Что такое революция? — Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним, -
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Революция — буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все — слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция — буря...
Революция, Валерий Брюсов
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!
Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
ЛЕВЫЙ МАРШ, Маяковский, 1918
Видео 4 часть – Гражданская война (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
Что за дивный рассвет над Москвою-рекой?
То ль заря, то ль пожар, то ль сиянье церквей...
Что за страшный пожар над Россией-страной?
Ты ли, Родина, режешь своих сыновей?
Что же слышно окрест? Иль мерещится мне:
То ли колокол бьёт, то ли залпы звенят...
То Егорий, на белом возникнув коне,
Собирает под русские стяги отряд.
А матросы в бушлатах сшибают орлов
И срывают знамёна, кидают их в грязь.
И рабочие с Пресни громят юнкеров,
И расстрелян в ЧК их сиятельство князь.
А государь-император злодейски убит
И голодные вороны кличут с крестов...
Где ж ты символ России? Ты напрочь забыт,
Ты растоптан полками латышских стрелков
А в России вовсю полыхает война –
От Романов-на-Мурман до жарких степей.
И от крови людской издыхает страна
Безвозвратно теряя своих сыновей
И сквозь пламень и дым, сквозь лихую пальбу
В белой дымке за нами Россия встаёт,
Та, которой сломал, искалечил судьбу
Этот грозный кровавый семнадцатый год.
Зоя Ященко (р. 1972):1989
Пропитаны кровью и желчью
Наша жизнь и наши дела.
Ненасытное сердце волчье
Нам судьба роковая дала.
Разрываем зубами, когтями,
Убиваем мать и отца,
Не швыряем в ближнего камень –
Пробиваем пулей сердца.
А! Об этом думать не надо?
Не надо – ну так изволь:
Подай мне всеобщую радость
На блюде, как хлеб и соль.
Баркова Анна1925
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие — из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Pазрушить и продать врагам.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Максимилиан Волошин, 21 ноября 1919 , Коктебель
Видео 6 часть – Раскол русского мира, исход, эмиграция (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
Девять дней отступали
До последней земли.
Скольких мы потеряли
В придорожной пыли!
В этом парке у моря
Будем насмерть стоять -
Просто некуда более
Нам отступать.
Остаемся на месте,
Смерть сумеем принять,
Жизнь отнимут, но чести
Им у нас не отнять.
Боже наш, боже правый,
Где же правда твоя?
На обломках державы
Вопрошаю тебя!
В этот вечер навечно
Обратимся в ничто,
Все мы грешны, конечно,
Но Россию - за что?
Натерпелась немало
От минувших веков,
Но еще не бывало
С ней таких катастроф.
Небо синее, синее,
Дали в дымке пусты.
Мы пред нашей Россиею
Оставались чисты,
Но теперь умираем,
Не спася - погубя!
На кого оставляем,
Россия, тебя?
Мчит слепая стихия,
И куда занесет?
Ах, Россия, Россия,
Ты прости нас за все!
Ты прости нас, Россия,
Тебе были верны,
Но сегодня бессильны
Прежней славы сыны.
Нам испить эту чашу,
Как горька в ней вода!
Это общая наша
Вина и беда.
***
Еще не сорваны погоны
И не расстреляны полки.
Еще не красным, а зеленым
Восходит поле у реки.
Им лет не много и не мало,
Но их судьба предрешена.
Они еще не генералы,
И не проиграна война.
У них в запасе миг короткий
Для бурной славы и побед,
Сентиментальные красотки
Им восхищенно смотрят вслед.
А на парадах триумфальных
Их ждут награды и чины,
Но эти сцены так фатальны,
А эти лица так бледны.
Горят фамильные альбомы
В каминах жарких на углях.
От стен Ипатьевского дома
Уже накатывает страх.
Уже сошел с небес мессия
И помыслы его чисты.
Свой вечный крест несет Россия,
Считая свежие кресты.
1993, песня группы "Белая Гвардия"
Что за тоска меня тянет на кладбище,
русское кладбище Сен-Женевьев?
Где-то на тропке, струящейся ровненько,
вдруг за рукав зацепила меня
в розочках белых колючка шиповника,
остановиться безмолвно моля.
Это сквозь войны и революции,
сквозь исторический перегной
Анастасия Петровна Ревуцкая
заговорить попыталась со мной.
Из Петербурга, а может, Саратова,
может, дворянка, а может быть, нет...
Но почему она веткой царапнула,
будто на что-то ждала мой ответ?
Анастасия Петровна Ревуцкая
вот что спросила, так мягко казня:
«Что ж вы воюете, русские с русскими,
будто гражданской войне нет конца?
Что ж вы дерётесь, как малые дети,
как за игрушки, за деньги, за власть?
Что ж вы Россию всё делите, делите —
так вообще она может пропасть...»
Что я стою с головою повинною,
если была до меня та война?
Но из себя все могилы не выну я.
Может быть даже невинной вина.
Напоминая взаимозлодейские
кровопролития, ненависть, гнев,
тлели бы звёздочки красноармейские
здесь, на надгробиях Сен-Женевьев.
Но расстреляли, наверное, ангелов,
тех, чьи застенчивые персты
тщетно пытались и красных, и Врангеля,
их примирив, для России спасти.
И над моими надеждами детскими
вдруг пролетел молодой-молодой
ангел с погонами белогвардейскими,
с красноармейской, родной мне звездой.
Анастасия Петровна Ревуцкая.
Шёпот шиповника — крик тишины:
«Где же вы ангелы, ангелы русские, —
Боже мой, как вы мне сегодня нужны!»
Евгений Евтушенко (1932 - 2017)
Видео 8 часть – Примирение (дети читаю стихи, фоном звучит музыка).
Я чувствую близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим,
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники – русские люди –
У всех обвиняемых русских людей:
-За что умертвили они в самосуде
Цвет яркий культуры отчизны своей,
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата , рубя и разя?
И скажут они: -Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя.
И судьи умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И спросят : -Но кто же зачинщик виновный?
И будет ответ: -Виноват весь народ.
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви. . .
И судьи воскликнут: -Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден: мы - дети твои!
Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье, великий народ!
Игорь Северянин (1887-1941, Таллин), НАРОДНЫЙ СУД, 1925
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота – то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьётся криком вороньё, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твоё!
А.А. Блок
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы жестокая мелодия,
Радость или горькая нужда?!
Всё проходит,
Остаётся – Родина,
То, что не изменит никогда.
С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
И поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга,
Над бедою торжествует жизнь!
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звёздного крыла,
А взгляни – всё то же небо синее
И над Волгой та же тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина –
Останется,
Если мы то чувство сохраним.
В. Фирсов
Стихи
Революция (дети читают стихи, фоном звучит музыка).
История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Прячет история в воду концы.
Спрячут, укроют и тихо ликуют.
Но то, что спрятали в воду отцы,
Дети выуживают и публикуют.