Князь Иван III
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Великий князь Иван III – первый государь всея Руси»
Цель классного часа:
– дать общее представление об обретении Россией государственной независимости на примере жизнеописания великого князя Ивана III и исторической роли Русской православной церкви в становлении российской государственности.
Задачи классного часа:
– учебные: сформировать уважительное отношение к истории своего Отечества, а также традициям и культуре, показав, что верность традиционным духовно-нравственным ценностям не противоречит модернизации и инновациям;
– воспитательные: способствовать выработке чувства долга и своей ответственности перед семьёй и Отечеством; понимания важности следования исторически сложившимся общенациональным духовным и культурным традициям; уважительного отношения к государственным символам; осмысления личного вклада своим трудом и знаниями для успешного развития государства и общества; значимости умения вести конструктивный диалог для достижения взаимопонимания во имя общих результатов и блага страны и народа;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– свобода и независимость; зарождение российской государственности; ответственность перед семьёй, обществом, государством; воспитание российской гражданственности; роль религии и гражданского общества в становлении государства; единство прошлого и настоящего в истории страны; патриотизм; чувство ответственности и долга перед Родиной; умение вести диалог и договариваться; сотрудничество для достижения общих результатов; духовно-нравственные ценности – основа самосознания народа; историческая роль религии в становлении российской государственности; уважение к символам государства – герб; единство многонационального народа России.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Я очень рад нашей встрече. Это стало уже доброй традицией – собираться вместе и беседовать. А разговоры мы с вами ведём очень и очень нужные: о том, что важного было в истории нашей страны, нашего государства. Это действительно очень важно для всех нас, и в этом, я надеюсь, вы сегодня убедитесь ещё раз.
Люди, о которых мы говорим, безусловно, внесли свой весомый вклад в историю нашей страны. Во многом благодаря им, их трудам и заслугам, мы с вами сегодня имеем возможность собираться и беседовать.
Свобода и независимость |
Мы с вами в прошлый раз говорили о том, что битва русского оружия против полчищ Мамая была первой попыткой освободить Русь от монголо-татарского ига. Попытка была успешной: Русь выстояла, Русь победила, но при этом понесла большие потери. Дорогой ценой досталась эта победа.
Через несколько лет, когда хан Тохтамыш сумел собрать новые полчища, Русь не смогла вновь выставить свою единую рать. Слишком много воинов было убито на Куликовом поле. Москва была сожжена, здесь было убито около 20 тысяч жителей. Князь Дмитрий потом плакал на руинах города, понимая, что не смог подготовить рать, способную противостоять нашествию, – слишком мало времени прошло, чтобы вновь собраться с силами.
Но тот урок, который русские вынесли из Куликовской битвы, вошёл в сознание народа: свобода возможна, независимость достижима. Понадобилось ещё 100 лет для того, чтобы Русь окончательно освободилась. В течение этого времени народ как бы накапливал силы. И выдвинул в нужное время того, кто смог его возглавить. И мы сегодня с вами поговорим о такой личности, как великий князь Московский Иван Васильевич III.
Больше вам знаком другой царь с таким же именем – Иван Васильевич IV Грозный. А вот Иван Васильевич III незаслуженно обойдён вниманием и в истории, и в нашей жизни. Сегодня мы будем говорить о нём, и вы поймёте почему: он близок нам благодаря тому, что совершил не только на ратном поле, но и в деле строительства нашего государства, в частности города Москвы.
Я думаю, что вы сможете открыть для себя многие неизвестные факты в истории нашей столицы. Как москвичи, вы должны знать историю своего города. Надеюсь, сегодняшний классный час позволит вам получить новые знания.
Итак, мы с вами отправляемся на пять столетий назад, в XV век. Кажется, что это очень большой срок, но на самом деле это не так, и в этом вы сегодня убедитесь…
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
2 | О славной памяти ушедших в вечность лет, Вбирая дух, о, Русь, твоих побед! |
3 | Минула сотня лет с той битвы, |
4 | Когда над Русью тяготело Иноплеменное ярмо И рабство резко впечатлело Своё постыдное клеймо, Когда в ней распри возникали, Князья, забыв и род, и сан, Престолы данью покупали, В Москве явился Иоанн. Потомок мудрый Ярослава Крамол порывы обуздал, И под единою державой Великорусский дух восстал. |
5 | В истории судьбы России |
6 | Истории река – стремнины! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
Никита Брусиловский, москвовед, обозреватель журнала «Историк»:
– Колокольня Ивана Великого и сегодня остаётся самым высоким сооружением Кремля. Огромная высота (81 метр) даже в былые времена восхищала современников, которые её видели. Построенная в честь великого князя Ивана Великого, она была завершена уже после его смерти. Но символично, что вплоть до XIX века колокольня оставалась самым высоким сооружением Москвы. Более того, даже существовал специальный законодательный запрет: не строить ничего выше её.
Зарождение российской государственности |
Великий Новгород. Памятник 1000-летию России. Среди шести главных фигур русской истории – великий князь Московский Иван III.
Зимой 1446 года в Троице-Сергиевой лавре в присутствии шестилетнего Ивана его отец, великий князь Василий II, был схвачен слугами двоюродного отцовского брата Дмитрия Шемяки, связан и позорно, в простых санях под рогожей, увезён в Москву. Два дня спустя его ослепили. Так Иоанн получил первый урок: взявши власть, её следует держать железной рукой.
Второй урок он получил вскоре: власть должна быть поддержана народом. Народное ополчение выгнало Шемяку из Москвы и возвратило престол законному князю Василию.
«Будь очами моими», – произнёс Василий, сажая сына рядом с собой на трон. Как и отец, он носит титул «великий князь» и фактически делит с ним власть. Присутствует при обсуждении всех государственных дел. Ходит с войском в походы против ордынцев. Выполняя отцовскую волю, ведёт под венец дочь тверского князя Михаила, обеспечивая этим династическим браком будущее присоединение Твери к Москве.
5 марта 1462 года великий князь Василий занемог. Чувствуя приближение смерти, он призвал сына к себе, поручив завершить дело, которому посвятил жизнь, – объединить удельную Русь под единой державной рукой Москвы. В день похорон отца Ивану было 22 года.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Говоря об исторических личностях, мы в первую очередь смотрим, как получилось так, что этот человек смог выполнить свою миссию в истории. Всегда корни любого человека уходят в детство, в семью. Именно там формируется будущая личность. С вами происходит то же самое. Вы формируетесь как личность, впитывая в себя всё то, что хотят передать вам ваши родители, педагоги, всё то, что вы познаёте из литературы и культуры в целом. Всё это создаёт из вас ту личность, которая явит себя в истории – в истории своей семьи, своего народа, в истории государства, в мировой истории. Никто не знает, как в будущем проявит себя кто-то из вас, но это можно предположить по тому, как он относится к себе.
Ответственность перед семьёй, обществом, государством |
Князь Иван в шестилетнем возрасте стал глазами своего отца, которого ослепили враги. Ослепили, но не сумели лишить власти. Его отец вошёл в историю России под именем Василия Тёмного. Так вот, отец Ивана, великий князь Василий Тёмный, посадил его рядом с собой на трон. Он видел глазами своего сына и принимал решения.
Воспитание российской гражданственности |
Будете ли вы готовы взять на себя такую же ответственность, зависит только от вас, от того, как вы сейчас относитесь к себе, к своим обязанностям.
Иван Васильевич молодым принял на себя государство, которое 200 лет было разрушаемо. Не было границ: приходили и грабили, уводили в рабство, забирали лучших мастеров. Не было возможности накопить какие-то ресурсы, потому что в качестве дани забирали всё. Как в этих условиях сплотить народ? Как создать армию, которая бы сумела вновь противостоять мощному натиску и выступить на защиту независимости своего государства?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
7 | Век прошёл. Сто лет прошло, |
8 | Для постройки стен кирпичных, |
9 | Случилось так, что рухнул новый храм, |
10 | Сей иноземец ровно за семь дней |
11 | Фиораванти был с Иваном рядом, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
Иван III – это ещё и государь-строитель, человек, благодаря которому мы получили современный Кремль.
Современные стены Кремля, башни и основные соборы. Конечно, в дальнейшем облик их частично менялся, они перестраивались. Каждая эпоха добавляла что-то своё, но тем не менее основа относится именно к рубежу XV–XVI веков, то есть ко времени правления Ивана III.
В тот год, когда приехала в Москву великая княгиня Софья Фоминична, заложен был в Кремле храм Успения Богородицы. Три года возводили мастера стены. И чуден он был, храм сей… Но месяца мая в 20-й день, в час ночи, обрушилась церковь Пресвятой Богородицы. Но дивились все: как милостив Бог, никто под камнями не погиб.
Иван III чувствовал себя униженным этой неудачей. Наши мастера не справились. Строительное ремесло было в упадке.
Николай Борисов, историк:
– Иван понимает, что без иностранцев нам не обойтись, что нам после 200 лет монголо-татарского ига срочно нужно делать то, что сейчас мы бы назвали модернизацией.
Для строительства многих соборов, и в первую очередь Успенского, приглашаются иностранные специалисты, в частности небезызвестный Аристотель Фиораванти. Но строит он совсем не в итальянском стиле, а предварительно отправляется во Владимир, любуется там Успенским собором и уже на его основе создаёт куда более близкий России облик существующего ныне Успенского собора, но с применением европейских технологий.
Дмитрий Олейников, историк:
– Аристотеля Фиораванти привели в Кремль, вот сюда, на это место. Только здесь были развалины.
Опытный строитель искал причины катастрофы. И нашёл. Ему не понравился кирпич, из которого складывали своды храма. Архитектурная революция в Москве началась с производства новых строительных материалов.
Николай Борисов, историк:
– Где-то вот здесь, под стенами Андроникова монастыря, находились те самые кирпичные заводы, на которых Аристотель Фиораванти делал великолепные прочные кирпичи, из которых он складывал московские соборы и московские стены.
Великий князь часто обсуждал с мастером Аристотелем свои планы. Уже тогда возникает идея: нужно строить новый Кремль. Белокаменный, времён Дмитрия Донского, давно обветшал. Иван узнавал об итальянских крепостях с красивыми зубцами. Такая стоит на родине Аристотеля в Болонье. Такую же через несколько лет начнут строить в Москве.
Роль религии и гражданского общества в становлении государства |
В Италии той поры все воевали со всеми, и гонка вооружений создала не только лучшие крепости, но и лучшую в мире артиллерию. Фиораванти в Москве начинает отливать пушки.
Дмитрий Олейников, историк:
– Знаменитая Царь-пушка – правнучка артиллерии времён Ивана III. Но именно тогда, во времена Ивана III, военно-промышленная революция Европы пришла в Россию, и Аристотель Фиораванти поставил пушки на колёса. И вот эти сотни пушек на колёсах, полевая артиллерия, буквально через несколько лет во многом предопределят ход русской истории.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Князь Иван чётко понял, что без модернизации всего государства, всех сфер его жизни невозможно противостоять тем угрозам, которые вставали перед Московским княжеством. Он начал со строительства – со стен Кремля. Представьте, сегодня мы прикасаемся к тем самым кирпичам, которые делали русские люди пять веков назад под руководством итальянского мастера Аристотеля Фиораванти! Они перенимали те навыки, которые были утрачены, потому что многие мастера, зодчие были угнаны в рабство или вовсе истреблены. Не было преемственности поколений, не было преемственности мастеровых идей. Навыки были утрачены.
Единство прошлого и настоящего в истории страны |
Успенский собор, который стал сердцем Кремля, сердцем России, в котором обрели покой многие государи, – это, конечно, усыпальница, но это и символ духовной мощи Руси.
Начиная строительство, Иван Васильевич чётко понимал, что это даст толчок, импульс, даст людям надежду, что они смогут жить в совершенно другом государстве, другой стране.
Патриотизм |
Чувство ответственности и долга перед Родиной |
Именно перевооружение позволило Ивану Васильевичу через некоторое время собрать новую, хорошо обученную армию и выступить, чтобы решить вопрос о независимости.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
12 | Мы Орде платили дань |
13 | «Мы платили двести лет, |
14 | Гудит набат в тревожный год, |
15 | Угра… По берегам стояли Три долгих месяца полки. Туман предутренний пронзали Над гладью чистых вод реки До вечера монголов стрелы. Но широки воды пределы. Бессилен Азии стрелок: Пронзали стрелы лишь песок. |
16 | Форсировались часто броды, Но витязь русский за свободу Стоял насмерть щитом живым. Пищали помогали им, И пушки яростной картечью Гремели грозовою речью. |
17 | Заступница Руси восставшей, Иль потускнеть в тени позора. |
18 | Беги, Ахмат, здесь правят русы. Нет – унижениям былым Под игом многовековым. Здесь князь великий встал на царство, Здесь зародилось государство! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
Присоединив Новгород, Иван III решил: больше Орда не получит от него ни копейки. Приближалось время решающей схватки за независимость России.
Умение вести диалог и договариваться |
Николай Борисов, историк:
– Это был, конечно, очень удачный дипломатический ход Ивана III, и всё его царствование… ни одной войны с Крымом, ни одного набега. Он умел налаживать отношения с крымскими татарами.
В Москве далеко не все хотели воевать. Часть элиты до сих пор жила страхами перед Ордой. Но Иван III понимал: времена изменились, и условием мира должна быть независимость его молодой державы.
В середине июля 1480 года в Москве узнали, что ордынцы появились в верховьях Дона, в районе Тулы, а затем двинулись в сторону русской границы.
Московская армия быстрым маршем выдвинулась к Коломне и Серпухову. Войска Ивана III перекрыли броды на Оке, по которым мог перейти реку Ахмат.
План военной кампании в Москве разработали заранее. Войска получили приказ великого князя: Оку не переходить и не дать ордынцам переправиться через реку.
Ждать помощи Литвы хан Ахмат решил на русско-литовской границе. Проводники, посланные Казимиром, указывали ордынцам дороги. Хан шёл к речке Угре. Но москвичи успели подойти туда раньше ордынцев.
Вот эти исторические места, где сошлись две самые мощные силы Восточной Европы – Москва и Орда.
Николай Борисов, историк:
– Мы видим… высокий правый берег, на котором мы находимся… Здесь стояли московские полки, а на противоположном берегу стояли ордынцы. На этой болотистой равнине они раскинули свой лагерь.
Русские пушки взяли под прицел броды и переправы. Здесь, на Угре, началось знаменитое стояние. Немного странно называть эти события «стоянием». Это были недели боёв. Здесь впервые сказала своё веское слово московская артиллерия. Из экзотики она превратилась в настоящего бога войны.
Николай Борисов, историк:
– Примерно такими ядрами московские пушки встречали неприятеля на переправе через Угру. Одно такое ядро, выпущенное из пушки, могло уложить сразу до 10 человек.
Сотрудничество для достижения общих результатов |
Фрагмент видеоролика:
– Нельзя терять время, господин.
– Скоро на Угре станет лёд. Тогда моё войско легко перейдёт её. Я подожду. Я поберегу своих воинов. А потом я утоплю войско русичей в крови.
На исходе октября 1480 года ударили сильные морозы. Угра покрылась льдом, и великий князь приказал воеводам отступить к Кременцу, чтобы на боровских полях сразиться с ханом. И тут, по словам летописцев, произошло чудо. Монголо-татары, видя левый берег Угры, оставленный россиянами, вообразили, будто их хотят заманить в ловушку и вызывают на бой, приготовив засады. Объятый ужасом, хан поспешил удалиться. Так закончилось последнее ханское нашествие на Россию.
Иоанн, распустив войско, приехал в Москву славить Всевышнего. Народ веселился, а митрополит установил особенный ежегодный праздник Богоматери и крестный ход в память об освобождении России от ига Золотой Орды, ибо здесь пришёл конец нашему рабству.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Действительно, 1480 год – тот исторический рубеж, когда наша страна обрела независимость. С тех пор, несмотря на то что в начале XVII века была Смута, а через 200 лет – нашествие наполеоновской Европы, Россия больше не теряла независимость. Наш народ продолжал сохранять те традиции, которые были присущи Руси. Мы больше ни разу не потеряли свою государственность. К этому привыкаешь, это становится естественным, но так было не всегда.
Тогда перед Иваном Васильевичем встал выбор: выступать навстречу хану Ахмату или опять пойти на мировую, продолжать платить дань, как-то приспосабливаться… Исторически это действительно было так: часть государственной элиты была готова сдаться. И сейчас часть элиты готова отдать Россию Западу, лишь бы сохранить собственное богатство и возможности личного обогащения. А что будет с народом – не важно. Тогда всё-таки хватило здравых сил, которые смогли переломить эту ситуацию, поддержать Ивана Васильевича в его стремлении защитить Русь, отвоевать свободу. И выступить.
Конечно, все те предварительные усилия по развитию экономики, перевооружению армии, укреплению духа русского народа тогда сказали своё веское слово. «Стояние на реке Угре» на самом деле не было «стоянием». Это была тактически грамотная оборона, которая вынуждала противника принять какое-то решение.
В истории нашего народа не всё всегда решало только военное искусство. Не менее важным было молитвенное предстояние народа, поиск защиты у Бога, в данном случае перед образом Пресвятой Богородицы Владимирской, которая уже не раз до этого спасала Русь от нашествия Тамерлана и других ханских князей…
Духовно-нравственные ценности – основа самосознания народа |
В Москве Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены, встретили и проводили икону в Кремль.
Было это 26 августа. И в этот самый день Тамерлану в его шатре приснился сон: будто бы с высокой горы к нему спускается Величественная Дева в окружении ангелов с огненными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и стал спрашивать у созванных им старейшин и гадальщиков, что бы значил этот сон. Татарские мудрецы разъяснили, что виденная им во сне Дева – это Заступница православных и что сила Её неодолима. И тогда Тамерлан велел своим полчищам повернуть назад.
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи Владимирской иконы Сретенский монастырь. Он и поныне стоит в центре Москвы, а Владимирская икона, как великая святыня русского народа, с тех пор, в течение пятисот с лишним лет, находилась в Успенском соборе Кремля. В советское время её переместили в Третьяковскую галерею, а сегодня она находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах. Каждый из вас, друзья, имеет уникальную возможность увидеть эту дивную икону, ту самую, которая сопровождала всю историю нашей страны.
Вот и в 1480 году, в тот момент, когда русские и ордынские войска стояли друг напротив друга на берегу Угры, москвичи молились перед этим образом. И вновь произошло чудо: монголо-татары ушли. Их уход был связан не только с военной хитростью. Это было связано, по преданию, ещё и с тем, что князю Ахмату тоже явилась Пресвятая Богородица вместе с воинством небесным и он устрашился, понимая, что этот народ победить невозможно. Единство духа и воинской доблести всегда было тем сплавом, о который ломали свои зубы любые агрессоры.
Самое главное, чтобы это понимание нашей духовной силы, нашей духовной победы было и у вас, потому что без этого мы ничто. Всегда найдётся или воинская сила, которая может оказаться сильнее, или более мощное вооружение. Но противостоять духовно… Никто не может одолеть того, кто стоит за правду, кто защищает свою Родину и готов за неё умереть, умереть за нас с вами. И так было всегда. Мы должны помнить об этом. Мы должны впитывать в себя это. Только основываясь на этом, мы сможем строить дальше наше государство.
На этом заслуги Ивана Васильевича перед Русью не закончились. Что же ещё удалось ему сделать? Чем ещё он вошёл в историю? Давайте продолжим наш рассказ.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
19 | О, Иоанн Великий Третий, |
20 | Москва, склонили в эти дни Главы соперники твои – Князья перед тобой с поклоном Склонились пред твоей короной: Тверь, Брянск, Ростов, Чернигов, Ярославль К тебе пришли по доброй воле. Удельных княжеств нету боле! |
21 | Путь верен – к управленья нормам: |
22 | Отчизной принят символ главный – |
23 | О, Дева, сколь не безграничны Что из последних самых сил Своей живительною силой |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
Народ оценил труды Иоанна и уже при жизни назвал Великим. Он возвратил Руси почти все утраченные в годы усобиц и ордынского ига земли. Он смог почти бескровно перевести на положение своих вассалов ярославских князей, включив их земли в состав Великого Московского княжества. А ещё годом позже выдал замуж за рязанского князя свою сестру Анну. Благодаря этому браку и земли Рязани перейдут под руку московских правителей. Иван III выкупил у ростовских князей их земли, завершая этим процесс воссоединения Восточной Руси.
Чтобы ослабить единство Русской земли, литовцы, союзники ордынцев, подбивали на мятеж против Москвы новгородцев. Это была не первая попытка измены. Новгородские бояре пытались переметнуться к Литве ещё в 1471 году. Тогда, разгромив мятежников на реке Шелонь, Иоанн не разжал кольца своих войск до тех пор, пока не был принят его ультиматум: никто более измен против Москвы мыслить не смеет, вече новгородское упраздняется отныне и во веки веков.
Власть в стране была наконец централизована и сосредоточена в одних руках. С этой минуты начинается исторический путь Отечества от Великого Московского княжества через Московское царство к великой Российской империи.
Именно Иван III в дальнейшем своим знаменитым браком с Софией, или с Зоей, Палеолог, племянницей последнего императора Византии, закрепит за Русью статус преемницы Византийской империи.
Уважение к символам государства – герб |
Историческая роль религии в становлении российской государственности |
Государь всея Руси уходил в мир иной, представив на суд Бога и потомков дела свои, о которых будут помнить, пока жива страна, которую он создал, – Россия.
Сын Ивана III отвоюет у Литвы Смоленск. Внук раздвинет границы далеко за Волгу и примет царский титул. На карте мира проступят знакомые нам контуры, и где-то на дальнем историческом горизонте забрезжит рассвет петровской империи, первый камень в основание которой заложил он – Иван Великий.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Когда мы с вами начинали разговор, то упоминали, что отец великого князя Ивана Васильевича III передал ему завет: завершить объединение Руси, сделать её свободной и независимой. Мы видим, что в конце жизни Иван Васильевич выполняет этот отцовский наказ. Он собирает Русь в единое государство, объединяет все разрозненные княжества в единое целое. Именно в единстве залог успеха, развития, процветания народа и государства.
Трагедия Руси началась именно с раздробленности, когда князь воевал против князя, когда каждый город пытался доказать своё первенство. Происходили убийства, войны, а в результате – ослабление государства, поэтому нашествие монголо-татар явилось как бы следствием духовного падения народа, богоотступничества, преступления против нравственного закона. Многие поколения русских людей воспринимали эту трагедию именно как наказание. Объединившись, Русь получила возможность вернуть себе независимость.
Единство многонационального народа России |
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (4 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Бенедиктов Владимир. Москва. Стихотворение.
https://www.culture.ru/poems/18487/moskva
2. Кончаловская Наталья. Наша древняя столица. Стихи об истории России.
https://materinstvo.ru/art/nfsha-drevnyaya-stoliza-stihi-ob-istorii-rusi
3. Руденко Эдуард. Государи Руси. Поэма.
http://www.stihi.ru/2015/01/15/4256
4. Сенчихин Михаил. Колыбель державы Российской:
Историко-публицистический сборник.
https://www.chitalnya.ru/work/2131755/.
5. Сенчихин Михаил. Здесь зародилось государство. Исторические стихи.
https://www.chitalnya.ru/work/1622101/
6. Сенчихин Михаил. Иван III, Великий князь Московский, Государь всея Руси. Исторические стихи.
https://www.chitalnya.ru/work/1622098/
7. Сенчихин Михаил. Великое стояние на Угре. Исторические стихи.
http://www.stihi.ru/2016/09/26/6138
8. Сенчихин Михаил. О свершениях государя всея Руси Иоанна Великого Третьего. Исторические стихи.
https://www.chitalnya.ru/work/1643860/
Использованные видеоматериалы:
1. Государь: Иван III Великий //
«Историк: журнал об актуальном прошлом»; Историк.рф.
https://www.youtube.com/watch?v=Ja09fRHpIfw
2. Иван III – Великий князь Московский, государь всея Руси.
ФГУП ГТК «Телеканал Россия», 2017.
3. Иллюстрированная история Российского государства. Иоанн III Великий. Телеканал 365; Кинокомпания «Пигмалион», 2003.
https://my.mail.ru/mail/oxvari/video/5715/2193.html
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Великий князь Иван III – первый государь всея Руси»
Сценарий
тематического урока: «Великий князь Иван III – первый государь всея Руси».
На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – заместитель директора по воспитательной работе СОШ №
1 часть.
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
О славной памяти ушедших в вечность лет, Вбирая дух, о, Русь, твоих побед! |
5 |
В истории судьбы России |
3 |
Минула сотня лет с той битвы
|
6 |
Истории река – стремнины! |
4 |
Когда над Русью тяготело Иноплеменное ярмо И рабство резко впечатлело Свое постыдное клеймо, Когда в ней распри возникали, Князья, забыв и род и сан, Престолы данью покупали, В Москве явился Иоанн. Потомок мудрый Ярослава Крамол порывы обуздал, И под единою державой Великорусский дух восстал.
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть
Часть 2. Князь строитель
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
7 |
Век прошел. Сто лет прошло, |
10 |
Сей иноземец ровно за семь дней |
8 |
Для постройки стен кирпичных, |
11 |
Фиораванти был с Иваном рядом, |
9 |
Случилось так, что рухнул новый храм, |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
Часть 3. Стояние на Угре
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
12 |
Мы орде платили дань |
16 |
Форсировались часто броды, |
13 |
"Мы платили двести лет,
|
17 |
Заступница Руси восставшей, |
14 |
Гудит набат в тревожный год
|
18 |
Беги, Ахмат, - здесь правят русы. |
15 |
Угра… По берегам стояли |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
Часть 4. Служение Отечеству земному и небесному.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
19 |
О, Иоанн Великий Третий,
|
22 |
Отчизной принят символ главный -
|
20 |
Москва, склонили в эти дни Главы соперники твои - Князья перед тобой с поклоном, Склонились пред твоей короной: Тверь, Брянск, Ростов, Чернигов, Ярославль – к тебе пришли по доброй воле. Удельных княжеств нету боле!
|
23 |
О, Дева, сколь не безграничны Что из последних самых сил
|
21 |
Путь верен - к управленья нормам:
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 4 часть
Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
На экране заставка – последний слайд (24) презентации
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
О славной памяти ушедших в вечность лет,
Где Государство обрело основы,
Напомним, приподняв веков покровы:
Величье Родины – в феерии побед,
В народном сердце, что невзгоды рушит,
В страданиях, что закалили душу –
В судьбе Отчизны, в горечи потерь,
В великих вехах, распахнувших дверь
К нам, в наше время, где живём мы ныне,
Вбирая дух, о, Русь, твоих побед!