Федор Ушаков
Сценарий
тематического классного часапо духовно-нравственному воспитанию:
«Святой праведный воин Фёдор Ушаков –
адмирал флота и русский святой»
Цель классного часа:
– способствовать формированию духовного идеала служения Отечеству, имеющего основание в высокой личной нравственности, и исполнения своего гражданского долга на жизненном примере адмирала Фёдора Ушакова, прославленного Русской православной церковью в лике святых.
Задачи классного часа:
– учебные: показать взаимосвязь личной святости человека и его способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию на протяжении всей своей жизни;
– воспитательные: содействовать формированию чувства уважения и любви к своей Родине, готовности к защите интересов Отечества; способствовать развитию чувства гордости за историю страны, нашей сопричастности к ней и преемственности на примере возвращения полуострова Крым в состав Российского государства;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– единство прошлого и настоящего нашего народа; ответственное отношение к учёбе, умение учиться; целостное мировоззрение; служение Отечеству; самообразование – залог жизненного успеха; умение нестандартно мыслить – основа победы; созидательный труд, целеустремлённость и творчество; преемственность истории нашей страны; гуманизм, миролюбие, национальная и религиозная терпимость; милосердие; бескорыстие; любовь к ближнему; приоритет духовного над материальным; служение Богу, Отечеству и людям.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня наш тематический классный час посвящён памяти Фёдора Ушакова. В жизни всегда есть место подвигу, и каждый из тех, кто сидит сегодня в зале, тоже со временем может стать героем.
Для нас очень важно почувствовать связь времён, которая была заложена многими поколениями тех, кто жил на нашей земле, кто служил нашему народу. Один из таких героев – Фёдор Фёдорович Ушаков, который был непобедимым адмиралом Российского флота и замечательным человеком. Уже в наше время он был причислен к лику святых.
Единство прошлого и настоящего нашего народа |
В гуще этих событий оказался человек, настоящая личность, Фёдор Ушаков. Что же это был за человек? Чем он отличился в российской истории?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
2 | Екатерининское время – Эпоха воинских свершений, И флаг российский, гордо рея Во славу доблестных сражений, Явил Европе удивлённой России мощь – страны великой, В боях никем не покорённой, Смиренной к Богу в вере тихой. |
3 | В Крыму событие из важных |
4 | Жизнь отдал Ушаков Отчизне, Короне – в том давал присягу. Чрез огневые годы жизни Пронёс решимость и отвагу. От мичмана до адмирала Стезя морская Ушакова. Он от кронштадтского причала Путь начал воина морского. |
5 | Блестящий русский флотоводец Венчал морской Россию славой, Служа на Черноморском флоте, Победным сделал шаг державы В боях с османами на юге – Завоевал России море. Чтим те великие заслуги На историческом просторе. |
6 | Чтим память воина святого, Кто просветлённою молитвой Нёс к Богу искреннее слово День каждый и пред жаркой битвой; Чей путь был озарён любовью – Любовью к ближнему всечасно, Кто шёл военною тропою, Жестокость осуждая страстно. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
Фёдор Ушаков. Русский флот не знал более победоносного адмирала. Он закрепил за Россией Крым, одолел турок, изгнал французов из Средиземноморья. За всю карьеру флотоводца Ушаков не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля.
Владимир Шумин, капитан 1-го ранга, писатель-маринист:
– Его флотоводческое искусство, человеческие качества по отношению к окружающим людям, конечно, его заметно выделяют из плеяды блестящих российских адмиралов.
Ушакову удалось возродить в России мощный и боеспособный флот. Родоначальником Российского флота, бесспорно, считается Пётр I, но после смерти великого реформатора дело всей его жизни переживало нелёгкие времена. Когда Европа совершенствовала своё морское искусство, Россия недооценивала силу и значение морской армии. Это продолжалось до тех пор, пока за штурвал погибающего флота не встал Фёдор Ушаков.
Воспитанием будущего адмирала занимался дядька-наставник, отставной петровский моряк-канонир. И потому ещё в детстве Фёдор стал грезить о море. Сухопутные забавы казались ему скучными.
Ушаков с детства любил паруса и воду. Не было для него занятия отраднее, чем самому мастерить кораблики. Весь дворовый люд любовался на дело рук мальчика.
Однажды охотник Прохор предложил взять юного барина с собой на медведя. Не испугался юный Ушаков, но ответил так: «Пойду на медведя, только если на воде его встречу».
В 16 лет крепкого деревенского юношу привезли в Петербург и определили в Морской кадетский корпус. Молодые дворяне из знатных семей в то время шли во флот неохотно.
Владимир Шумин, капитан 1-го ранга, писатель-маринист:
– Тогда это всё было связано с минимальным комфортом, и титулованное дворянство туда не шло. Дети, в основном однодворцев, достаточно бедные дворяне, выбирали себе эту стезю.
Ответственное отношение к учению, умение учиться |
Это случилось в канун русско-турецкой войны, одной из ключевых по значению войн между Россией и Османской империей.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Очень часто, когда мы сталкиваемся с той или иной яркой личностью, мы обращаем внимание на то, что уже в детстве в нём проявились черты характера, которые способствовали тому, что этот человек оставил след в истории нашей страны.
Фёдор Ушаков родился недалеко от города Саранска, это сейчас Республика Мордовия, то есть вдали от моря. Маленький Фёдор много читал, и его воображение рисовало ему морские баталии. Им завладела мечта, его жизнь получила внутреннюю мотивацию, и все свои усилия он направил на то, чтобы осуществить эту мечту.
Целостное мировоззрение формируется с детства |
Служение Отечеству |
Как же он начинал военную службу и почему с его именем мы связываем Крым и Севастополь?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
7 | Крым взят! На гребне всех усилий, |
8 | Для укрепления позиций В Крыму и на морском просторе Был нужен мощный флот на море – Линейный флот. Императрица Назначила своим указом Потёмкина для дел тех срочных: Флот новый с черноморской базой Создать в период краткосрочный. |
9 | И вот, уже вооружённый, Корабль под всеми парусами, Изящной белой птицей стройной, Плывёт, ласкаемый волнами. Курс взят на юный Севастополь, И Ушаков, ещё не зная, Уж мерит огненные тропы, Где слава ждёт его большая. |
10 | На русском флоте смена кадров. Потёмкин ставит Ушакова Над Севастопольской эскадрой. Он ценит воина морского За острый ум, отвагу, знанья И нестандартные решенья, Он видит в нём талант, старанье И к службе искреннее рвенье. |
11 | Баталии на Чёрном море Проводит Ушаков искусно. На синем боевом просторе Рождалось русское искусство. Он, замыслы врага срывая, Предвосхищая ход сраженья, Бой вёл активно, управляя С огромным воодушевленьем. |
12 | Флот слажен в действиях. Мгновенно |
13 | Манёвренность, внезапность, сила Артиллерийского удара, Резерв фрегатов – всё служило Победной цели. Так от старой Линейной тактики для флота Отходит Ушаков, внедряя Мысль новую, иным подходам Дорогу твёрдо расчищая. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
Первый свой корабль на Чёрном море капитан-бригадир Ушаков строил сам. Было это в Херсоне в страшные дни лета 1783 года. Безжалостная чума уничтожала людей, гнала их из города. Опытный офицер, прошедший к тому времени хорошую выучку во многих морских походах, Ушаков сумел сберечь команду, сохранить столь нужных для корабельных дел мастеров. Их отчаянно не хватало. В Таганроге, Херсоне, позднее в Николаеве строили верфи, готовили к спуску корабли. Рождался новый для России Черноморский флот.
Из Херсона, первой базы флота на Чёрном море, командующий всеми делами на юге России Григорий Александрович Потёмкин сообщает императрице Екатерине II: «Благодаря Богу, и флот, и флотилия наши уже сильнее турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он будет мой помощник».
Самообразование – залог жизненного успеха |
Крепкая морская закалка, слаженность команды, меткая стрельба артиллерии в условиях крутых манёвров и качки – от этого во многом зависел успех тактики, которую он намерен использовать в боях.
Фёдор Фёдорович не только получил блестящее образование в юности, он постоянно пополнял свой багаж знаний, изучая иностранную литературу по навигации и мореплаванию.
Валерий Ганичев, писатель, автор книги о Фёдоре Ушакове:
– От математики, астрономии, физики, всех морских наук, которые он знал… естественно, военные упражнения, фехтование, стрельба. Ну и языки. Французский язык. Языки флота – английский, голландский. Он это знал и учился блестяще.
Существовал в то время негласный кодекс сражения, но Ушаков впервые в истории нарушил все законы морского боя.
Умение нестандартно мыслить – основа победы |
Ушаков получил от сигнальщиков сообщение, что на горизонте появилась и идёт в нашу сторону турецкая эскадра. Известно было, что неприятель планирует высадить в Крыму большой десант. Вот когда пригодилась матросам выучка. Быстро встав под паруса, встретили противника, построившись в линию баталии.
А дальше в бою произошло нечто необычное. Ушаков дал команду нескольким фрегатам выйти из линии и поспешить к авангарду. Дождавшись их подхода, корабли авангарда атаковали турецкий флагман, преграждая ему путь, осыпая градом ядер. Теряя под огнём большое количество солдат десанта, размещённых на палубах, турки были вынуждены повернуть на обратный курс, попав при этом под жестокий огонь от шедших сзади российских кораблей.
В 1790 году Потёмкин с одобрения Екатерины II поручает Ушакову начальство над всем Черноморским флотом. И полководец, подняв флаг на корабле «Святой Павел», отправляется со своим флотом к берегам Турции. Он бомбардировал Синоп и истребил более 26 неприятельских судов. Затем отразил атаку турок у Керченского пролива, а у Гаджибея (сейчас на этом месте находится Одесса) разбил турецкий флот. Ушаков понимал, что ускорить заключение мира может только полное уничтожение турецкого флота.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Знания являются необходимым условием успеха человека в жизни, причём знания самые разнообразные. Ушакову необходимо было строить флот, учить матросов, быть флотоводцем. Конечно, чтобы это всё делать, необходимо вначале всё это познать. А чтобы познать, требуются усилия над собой. Те самые усилия, к которым вас постоянно призывают родители и учителя, говоря, что багаж, который вы сегодня получаете, будет с вами всю жизнь. Потом другого времени, когда вы сможете свободно направлять усилия на получение знаний, уже не будет. Вы будете поставлены в условия, когда нужно использовать полученные знания. Тот, кто бесцельно проводит это время, отдаваясь развлечениям, обкрадывает себя и лишает возможности в дальнейшем быть тем, кем он мог бы стать.
Созидательный труд, целеустремлённость и творчество |
Поставленная Россией перед собой амбициозная задача отвоевать южные рубежи, защитить себя, была возложена на плечи таких людей, как Фёдор Фёдорович Ушаков.
Это говорит о том, что нет задач, которые бы мы, ставя перед собой, не могли решить в своей жизни. Единственное, что требуется, – усилия, труд и желание. Всё это было у Ушакова. Мы видим, как он применяет совершенно новые, смелые решения.
Многие сейчас говорят про нашу страну, что у нас не развито машиностроение, ещё какая-то отрасль экономики. Это потому, что там не появился человек, который мог бы, заинтересовавшись, возглавить и повести за собой других людей. России повезло в тот момент, потому что у неё появился Ушаков. Его усилиями, благодаря его замечательным победам Россия смогла укрепиться на Чёрном море, создать свой флот, отвоевать мирную жизнь на этих берегах. Надо уметь перенимать всё лучшее, что создано представителями других народов и культур. При этом не зазорно учиться даже у противника, но лишь при условии верности своей стране, ценностям и культуре.
Преемственность истории нашей страны |
Конечно, это не осталось незамеченным во всём мире. Все вдруг с удивлением заметили, что Россия стала сильнее, несмотря на то что никаких экономических возможностей у неё для этого не было. Это произошло благодаря героическим усилиям народа. Это значит, что и мы с вами можем приложить такие усилия, которые сделают нашу страну сильнее и успешнее. Безусловно, очень важно показать, что мы это делаем не для того, чтобы на кого-то нападать, в чём нас постоянно пытаются упрекнуть. Мы это делаем, чтобы защитить себя. Защита своих рубежей всегда была важной задачей, которую решала Россия. И в этом существенную роль сыграл Фёдор Фёдорович Ушаков.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
14 | Век шёл к концу, но для Европы |
15 | Французы, не считаясь с верой, |
16 | Три сотни греков принимали |
17 | И приходилось Ушакову |
18 | И Корфу взят в кольцо блокады. |
19 | На Корфу грохот канонады. |
20 | Захват форпостов, сдача Видо В развитии флот от истоков |
21 | Благодарили бурно греки |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
Мирный договор, который была вынуждена заключить Турция, закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым. Нашей стране отошли земли между Южным Бугом и Днестром.
В это время важным направлением внешней политики России стала борьба с революционной Францией. В конце XVIII века французы стремительно захватывали Ионические острова, расположенные рядом с Балканами, где Россия имела давние интересы.
13 августа 1798 года Павел I направил Черноморскую эскадру Ушакова в спорный регион, чтобы закрепить российское присутствие в Средиземном море. Союзником России на этот раз стал недавний противник – Османская империя. Русский флот вместе с турецким должен был прогнать французов с Ионических островов, освободить их, и в том числе самый большой из них – остров Корфу, имеющий важное стратегическое значение.
Крепость острова считалась неприступной. Окружая Корфу с моря, Ушаков понимал, что не было в мировой военной практике случая, когда кто-либо отваживался штурмовать столь мощную крепость с кораблей с участием экипажей. После трехмесячной осады и тщательной подготовки он принял решение разделить предстоящую операцию на несколько этапов.
Сначала на Корфу отправлен отряд, который построил вокруг крепости несколько артиллерийских батарей и обеспечил их защиту от вылазок французов. Затем с кораблей был высажен десант, который с ходу пошёл в атаку на укрепления французов.
Ушаков справедливо полагал, что спешная, ошеломляющая победа и быстрый захват острова произведут впечатление на самоуверенных французов, наблюдавших за этими событиями с высоких крепостных стен Корфу и видевших, чем всё закончилось.
После взятия Корфу моряки Ушакова ещё в течение года принимали участие в боевых действиях на побережье Италии, освободили от французов Неаполь, блокировали Геную, прошли победным маршем по улицам Рима.
Владимир Овчинников, капитан 1-го ранга, военный историк:
– Многие сейчас не знают, что русские войска вошли в Рим и его освободили. Равно как и сейчас немцы, похоже, забыли, что мы два раза были в Берлине, а не они в Москве. Почему-то там память стирается об этом. А русские моряки Ушакова были в Риме, и были как освободители.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
Гуманизм, миролюбие, национальная и религиозная терпимость |
Милосердие |
Ушаков явил талант полководца: не было ни одного морского сражения, которое бы он проиграл. Представляете? Ни одного! Такого примера в истории флота всех морских держав больше нет, это единственный. И это – наш соотечественник Фёдор Фёдорович Ушаков.
На фоне тех потерь, которые, безусловно, были, не было ни одного матроса, который бы сдался врагу. Будучи блестящим флотоводцем, Ушаков оставался в первую очередь человеком, который любил ближнего. Он обучал матросов, как не погибнуть в бою. Он занимался обеспечением армии, чтобы матрос был сыт, одет и обут. Фёдор Фёдорович своими человеческими качествами показал и доказал, что значит быть настоящим человеком, личностью с большой буквы.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
22 | С начала мирной жизни снова Бурлил приморский Севастополь. Под руководством Ушакова Ремонт шёл флота. Порт, акрополь, Сам город строили команды Из моряков – и появлялись Казармы, пристани. Обряды В просторной церкви совершались. |
23 | В ней каждый день, часа четыре Молился Ушаков смиренно. О чём просил при хрупком мире Всевышнего? О, несомненно, О благоденствии России И возносил хвалу за милость: В сраженьях в годы боевые Бог дух крепил, давая силы. |
24 | Христианином православным Был Ушаков, чист, добр душою, Самоотверженным был в главном – В служении Отчизне, флоту. Заботу к моряку простому Служители в нём отмечали. «Наш батюшка» – так меж собою Его матросы называли. |
25 | Шли средства столь нерегулярно Из успокоенной столицы, Их не хватало постоянно. И Ушаков не мог мириться, Что голоден моряк, нет денег На госпиталь, что ждали долго. Большие суммы сбережений Он ЖЕРТВОВАЛ из чувства долга. |
26 | К врагам был крайне милосерден. |
27 | Молился адмирал часами |
28 | Кончалась тихо жизнь земная |
29 | Прошли года, прошли столетья. |
30 | За устремлённость к Богу в жизни, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
Побеждённые враги всегда просили Ушакова о пощаде, присылали парламентёров, предлагали богатый выкуп. Не губил человеческие жизни Фёдор Фёдорович, но вражеские корабли топил нещадно. «Цель наша благородна – служение Отечеству. России надобно ногою твёрдой на море встать».
Бескорыстие |
Если поднять сводки донесений за все годы его службы, то окажется, что под его началом воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во
Любовь к ближнему |
Игорь Ушаков, потомок адмирала Ушакова, директор Института медико-биологических проблем РАН:
– Он своим личным примером, примером человека высокой нравственности, высокой духовной культуры, создавал ту атмосферу, когда его действительно называли отцом-командиром, и это были не навязанные кем-то слова, а слова, которые шли снизу, из среды моряков.
Валерий Ганичев, писатель, автор книги о Фёдоре Ушакове:
– Даже когда он умер, все окружающие говорили, в газете даже писали: «Вы его знали как великого флотоводца, а мы его знали как великого милосерда».
Ушаков ушёл из жизни тихо в возрасте 72 лет, с присущими ему скромностью и благородством.
Отец Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
– Русский флот может назвать его своим отцом… Южный русский флот, Черноморский флот должен назвать своим отцом Фёдора Фёдоровича Ушакова. Если мы вспомним город-герой Севастополь, то этому городу, конечно, отец Фёдор Фёдорович Ушаков.
Приоритет духовного над материальным |
Его жизнь не просто череда блистательных побед, это пример нравственности и патриотизма. В 2001 году Русская православная церковь причислила адмирала Ушакова к лику святых. Святой праведный воин Фёдор Ушаков является небесным покровителем Российского военно-морского флота. Он хранит и тех, кому предстоит дальний путь или трудная миссия.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
–
Служение Богу, Отечеству, людям |
Преемственность истории нашей страны |
Очень важно понять, что героем он стал, не исходя из своих личных корыстных интересов, чтобы прославиться. Если бы он так считал, он бы не жалел солдат, он бы бросал их в бой ради достижения личного успеха и личных побед. Но мы этого не видим в его жизни. Мы видим самое главное – служение ближнему и Родине. Именно два этих качества заставляют человека забыть о себе, стремиться сделать счастливыми тех, кто рядом с ним, а в итоге сделать счастливой, независимой и свободной страну, в которой мы имеем счастье сегодня жить. Мы должны об этом помнить.
Ну а мы с вами являемся наследниками великой державы, вы – будущее своей страны. Мы с надеждой и любовью смотрим, как молодые входят в жизнь. Мы готовы вам помочь. Мы рассчитываем, что великая история Российского государства даст вам возможность почувствовать себя уверенно в будущем. Вместе мы всегда будем сильны.
На этом наш тематический классный час заканчивается, но нравственный урок жизни для вас продолжается.
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (4 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Ганичев Валерий. Ушаков. М.: Молодая гвардия, 1990. (Серия ЖЗЛ).
https://royallib.com/book/ganichev_valeriy/ushakov.html
2. Крымова Ирина. Святой праведный воин Фёдор Ушаков.
Историческая поэма.
http://www.stihi.ru/2015/10/23/2665
3. Житие святого праведного воина Фёдора Ушакова.
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ushakov-voin
Использованные видеоматериалы:
1. Федор Ушаков. Полководцы России. Документальный фильм. «Единая Медиа Группа»; ВГТРК, 2014.
https://www.youtube.com/watch?v=X-Y9RtQxGdc
2. Непобедимый адмирал Ушаков.
«ООО Видеостудия «КВАРТ», 2012.
https://my.mail.ru/mail/ievghienii_makarienko/video/_myvideo/1038.html
3. Адмирал Ушаков. Художественный фильм. Реж. М. Ромм.
Киностудия «Мосфильм»,1953.
https://ok.ru/video/191473846942
4. Корабли штурмуют бастионы. Художественный фильм. Реж. М. Ромм.
Киностудия «Мосфильм»,1953.
https://ok.ru/video/191473846942
Сценарий
Сценарий
тематического урока: «Святой праведный воин Федор Ушаков
– непобедимый адмирал флота Российского».
(по тексту исторической поэмы «Святой воин Феодор Ушаков»,авт. Ирина Крымова)
На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – директор СОШ №
1 часть. Чтобы мечты сбывались надо много трудиться
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
Екатерининское время – Эпоха воинских свершений, И флаг российский, гордо рея Во славу доблестных сражений, Явил Европе удивлённой России мощь – страны великой, В боях никем не покорённой, Смиренной к Богу в вере тихой.
|
6 |
Чтим память воина святого, Кто просветлённою молитвой Нёс к Богу искреннее слово День каждый и пред жаркой битвой; Чей путь был озарён любовью – Любовью к ближнему всечасно, Кто шёл военною тропою, Жестокость осуждая страстно.
|
3 |
В Крыму событие из важных
|
|
|
4 |
Жизнь отдал Ушаков отчизне, Короне – в том давал присягу. Чрез огневые годы жизни Пронёс решимость и отвагу. От мичмана до адмирала Стезя морская Ушакова. Он от кронштадтского причала Путь начал воина морского.
|
|
|
5 |
Блестящий русский флотоводец Венчал морской Россию славой, Служа на Черноморском флоте, Победным сделал шаг державы В боях с османами на юге – Завоевал России море. Чтим те великие заслуги На историческом просторе.
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть
Часть 2. Крым. Черноморский флот.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
7 |
Крым взят! На гребне всех усилий,
|
11 |
Баталии на Чёрном море Проводит Ушаков искусно. На синем боевом просторе Рождалось русское искусство. Он, замыслы врага срывая, Предвосхищая ход сраженья, Бой вёл активно, управляя С огромным воодушевленьем.
|
8 |
Для укрепления позиций В Крыму и на морском просторе Был нужен мощный флот на море – Линейный флот. Императрица Назначила своим указом Потёмкина для дел тех срочных: Флот новый с черноморской базой Создать в период краткосрочный. |
12 |
Флот слажен в действиях. Мгновенно
|
9 |
И вот, уже вооружённый, Корабль под всеми парусами, Изящной белой птицей стройной, Плывёт, ласкаемый волнами. Курс взят на юный Севастополь, И Ушаков, ещё не зная, Уж мерит огненные тропы, Где слава ждёт его большая.
|
13 |
Манёвренность, внезапность, сила Артиллерийского удара, Резерв фрегатов* – всё служило Победной цели. Так от старой Линейной тактики* для флота Отходит Ушаков, внедряя Мысль новую, иным подходам Дорогу твёрдо расчищая.
|
10 |
На русском флоте смена кадров. Потёмкин ставит Ушакова Над Севастопольской эскадрой. Он ценит воина морского За острый ум, отвагу, знанья И нестандартные решенья, Он видит в нём талант, старанье И к службе искреннее рвенье.
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
Часть 3. Корфу.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
14 |
Век шёл к концу, но для Европы
|
18 |
И Корфу взят в кольцо блокады.
|
15 |
Французы, не считаясь с верой,
|
19 |
На Корфу грохот канонады.
|
16 |
Три сотни греков принимали
|
20 |
Захват форпостов, сдача Видо |
17 |
И приходилось Ушакову
|
21 |
Благодарили бурно греки
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
Часть 4. Служение Отечеству земному и небесному.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
22 |
С начала мирной жизни снова Бурлил приморский Севастополь. Под руководством Ушакова Ремонт шёл флота. Порт, акрополь, Сам город строили команды Из моряков – и появлялись Казармы, пристани. Обряды В просторной церкви совершались.
|
27 |
Молился адмирал часами
|
23 |
В ней каждый день, часа четыре Молился Ушаков смиренно. О чём просил при хрупком мире Всевышнего? – О, несомненно, О благоденствии России, И возносил хвалу за милость: В сраженьях в годы боевые Бог дух крепил, давая силы.
|
28 |
Кончалась тихо жизнь земная |
24 |
Христианином православным Был Ушаков, чист, добр душою, Самоотверженным был в главном – В служении отчизне, флоту. Заботу к моряку простому Служители в нём отмечали. “Наш батюшка” – так меж собою Его матросы называли.
|
29
|
Прошли года, прошли столетья. |
25 |
Шли средства столь нерегулярно Из успокоенной столицы, Их не хватало постоянно. И Ушаков не мог мириться, Что голоден моряк, нет денег На госпиталь, что ждали долго. Большие суммы сбережений Он ЖЕРТВОВАЛ из чувства долга.
|
30 |
За устремлённость к Богу в жизни,
|
26 |
К врагам был крайне милосерден. |
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 4 часть На экране заставка – последний слайд (31) презентации Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
|
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Екатерининское время –
Эпоха воинских свершений,
И флаг российский, гордо рея
Во славу доблестных сражений,
Явил Европе удивлённой
России мощь – страны великой,
В боях никем не покорённой,
Смиренной к Богу в вере тихой.