Багратион и Барклай де Толли
Сценарий
тематического классного часапо духовно-нравственному воспитанию:
«Багратион и Барклай-де-Толли –
одна судьба, одно Отечество»
Цель классного часа:
– способствовать формированию чувства гражданского самосознания, патриотизма и ответственности за судьбу своего народа, страны, основанных на традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, воплощённых в жизни Петра Багратиона и Михаила Барклая-де-Толли.
Задачи классного часа:
– учебные: привитие навыков осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку другой национальности на примерах многовекового опыта взаимодействия народов России в знаковых событиях истории, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности на основе общности духовно-нравственных ценностей и традиций;
– воспитательные: воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и достоинства человека, умении вести диалог и добиваться взаимопонимания для достижения общих результатов;
– метапредметные: развитие способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– уважение к культуре, традициям, истории народов России; образование – основа формирования личности; целостное мировоззрение; целеустремлённость; патриотизм; ответственное отношение к своим поступкам; мужество и доблесть; способность применять полученные знания на практике; гордость за историю страны; уважение культуры и национального достоинства; российская гражданская идентичность; самопожертвование; приоритет духовного над материальным; умение взять ответственность на себя; активная гражданская позиция; взаимопонимание и сотрудничество; уважительное и доброжелательное отношение к людям; честь и человеческое достоинство; прощение и примирение.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Я рад всех вас видеть. Прошло лето, вы выросли, возмужали, стали сильнее.
Мы помним с вами известное выражение: «В здоровом теле – здоровый дух», а это значит, что человек должен быть гармонично развитой и душой, и телом личностью.
Уважение к культуре, традициям, истории народов России |
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
2 | Что значат слезы матерей для жизни, для страны? И как увидеть, в чём твоё предназначенье для народа? Война, разлука, горе, боль – все беды от войны! Но так узнали мы своих отчаянных героев! И долг, и честь обязывают нас, Они превыше всех желаний наших, Отдать дань памяти должны сейчас И вспомнить за Россию воинов павших! |
3 | Я прикоснулся к боли, что время сохранило, – В картинной галерее стоит особняком. Что я сказать сумею сегодня вам о нём? Происхождением шотландец, Рождённый в местности Литвы, Бендеры, Польша, Швеция, Эйлау, где тяжело был ранен там. |
4 | Незнатен, но талантлив, Поставить мог противника впросак. Пока не наступило время С ним встретиться в краю родном. |
5 | Рождённый среди гор Кавказа, Где с детства знают, как мужчинам жить, Он не ослушался отцовского наказа И выбрал участь – Родине служить. Багратион свой путь прошёл от рядового, В строю с суровыми вояками взрослел. Солдаты видели в нём горца удалого, Который в жарких сечах свой нашёл удел. |
6 | Его душа чиста, поступки святы, Не ждал он славы – для России жил! Он стал отцом для русского солдата. Наставником и другом лучшим был. Россию-матушку Багратион второю Родиной назвал. Как мать, сестру и дочь, её он защищал. Когда нужна была поддержка и опора, Кто мог сказать солдату слово твёрдое «Вперёд!»? Кто отзывался первым на людское горе? Багратион! Мужчина! Выходец из гор! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
Одного из них называли мастером тактики выжженной земли. Привычка отступать сделала его порицаемым при жизни и почитаемым после смерти. Полководческий дар второго всё время звал в атаку. Такие разные, они сошлись плечом к плечу на одном ратном поле под Бородином и, только объединив свои усилия, смогли победить. Барклай-де-Толли и Багратион – прославленные герои Отечественной войны 1812 года.
Виктор Безотосный, заведующий отделом истории XIX – начала ХХ века Государственного Исторического музея:
– Жизнь этих людей, и Барклая, и Багратиона, была богата как военными подвигами, так и различными извилистыми путями, которыми они шли к достижению своих целей. Но это были два достойных русских полководца. Их имена по праву вписаны в скрижали русской истории.
Эти два блестящих генерала появились на свет в разных уголках Российской империи и, казалось, олицетворяли лёд и пламень.
Пётр Иванович Багратион происходил из древнего рода грузинских царей. Кавказские горы, солнце, южный темперамент. Он родился в Тифлисе, а детские годы провёл в родительском доме в Кизляре.
Игорь Тихонов, председатель историко-патриотического объединения «Багратион»:
– Хотя Пётр Иванович и происходил из древнего грузинского царского рода Багратионов, но семья его была очень бедной. Он всегда помнил о земле своих предков, помогал многим грузинам, они были в его окружении. Хорошо знал он и грузинский язык.
Барклай-де-Толли рос совсем в другой обстановке: студёный бриз Балтийского моря, аккуратные улочки Риги, суровое воспитание.
Лидия Ивченко, заместитель директора по учёту и хранению музейных коллекций музея-панорамы «Бородинская битва»:
– Дед Барклая-де-Толли был бургомистром города Риги, но с точки зрения аристократического происхождения там похвастаться было нечем.
Семьи не могли обеспечить подающим надежды юношам высоких званий и постов, поэтому, несмотря на прекрасное домашнее образование, оба будущих генерала вынуждены были начинать военную карьеру с нижних чинов.
Андрей Вершинин, военный историк:
– Вы знаете, на самом деле оба наших героя не оканчивали кадетских корпусов. Они начинали службу с нижних чинов, как это было положено, а потом служили, были произведены в офицеры.
Барклай-де-Толли уже в семилетнем возрасте прошёл военную подготовку, затем был назначен в Кирасирский полк простым мушкетёром.
Георгий Куманёв, академик РАН, руководитель Центра военной истории России:
– Он выделялся среди окружавших его сверстников умом, начитанностью, знаниями.
В это самое время юного Петра Багратиона зачислили рядовым в Астраханский пехотный полк, расквартированный в окрестностях Кизляра.
Игорь Тихонов, историк, биограф П. Багратиона:
– Он полтора года проучился в училище для штаб- и обер-офицерских детей в Кизлярской крепости, там, где проходило его детство, и в 14 лет уже начал действительную военную службу.
Ирина Багратион-Мухранели, литературовед, потомок рода Багратионов:
– Грузинское домашнее образование было гораздо глубже и интереснее, потому что в числе необходимых языков были арабский и персидский, персидский обязательно, арабский факультативно, а также немецкий и французский – это просто норма для грузин XVIII века.
Пути Барклая-де-Толли и Багратиона уже совсем скоро пересекутся, а пока они на полях сражений постигают военное мастерство.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
Целостное мировоззрение |
Образование – основа формирования личности |
Барклай-де-Толли родился на западной окраине Российской империи в семье рижского бургомистра. Он был потомком шотландских переселенцев, слившихся с немецким населением Прибалтики.
Целеустремлённость |
Князь Багратион хотя и был потомком грузинских царей Багратионов, но тоже родился на окраине Российской империи, и потому у него не было никаких шансов быть причисленным к кругам столичной знати.
Юному Багратиону пришлось пройти все ступени карьерной лестницы, начав вообще с самых нижних, солдатских чинов. В то время, когда его сверстникам, подобно молодому Барклаю-де-Толли, давали при зачислении в полк младшие командные звания, он свой воинский путь начал в чине рядового пехотного полка. Потери в пехоте во время военных действий всегда были наиболее высокими, а служба в ней считалась не очень престижной и одной из самых опасных. Сюда шли отпрыски небогатых фамилий. Так было и с Багратионом. Однако уже через несколько месяцев благодаря свои способностям он получил своё первое воинское звание – сержант.
Патриотизм |
Уверяю вас, что тот, кто поставит целью своей жизни служение Отечеству, сможет, достигнув её, вписать своё имя в историю нашей страны.
Ну а что же было с нашими героями на полях сражений, как они постигали воинскую науку?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
7 | «Князь Пётр» – так звал его Суворов. Как командир, отец, в одном строю. Не в залах Зимнего дворца, В походах, их было немало, Где помнят силу русского штыка. |
8 | Кавказ, Очаков. Первое знакомство Где вновь с Суворовым в строю одном. Он авангарды все ведёт. Что голова хвоста не ждёт» |
9 | Прейсиш-Эйлау под Кёнигсбергом. Прославленных победами тех лет знамён. |
10 | В Эйлау арьергарды отступили. |
11 | Противник отступил, теряя силу. Стемнело. Бой прекратился. Не мог сравниться с полем битвы их. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
Багратион всегда был на самых опасных участках, там, где никто другой не продержался бы. Бонапарт называл его лучшим генералом русской армии, храбрым, расчётливым и умным.
Евгений Анисимов, сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:
– Вот этот расчёт, когда нужно действовать… У него было гениальное предвидение, знание всех обстоятельств военного дела, и он был бесподобен в этом смысле. Он был похож на молодого Наполеона.
Ещё в начале своей службы Пётр Багратион отличился в суворовской армии при штурме Очакова, но по-настоящему Суворов разглядел Багратиона во время Польской кампании. Тогда 64-летний полководец и 29-летний майор стали настоящими боевыми товарищами. Похожий по темпераменту на своего учителя, Багратион с полуслова понимал будущего генералиссимуса. Он перенял от него и решительное стремление к победе, и науку побеждать.
Ответственное отношение к своим поступкам |
Мужество и доблесть |
Барклай-де-Толли, конечно, слышал об успехах грузинского князя, но он предпочитал совершенно иные приёмы боя, изматывая противника обманчивыми отступлениями и быстрыми контратаками в самые неожиданные моменты. Багратион же, напротив, всё время рвался в наступление. Эту тактику он считал наиболее выигрышной.
Евгений Мезенцев, старший научный сотрудник Института российской истории РАН:
– Багратион по характеру был горячий, вспыльчивый, просто огонь, всё время рвался в бой, хотел наступать, а Барклай-де-Толли более осторожный был, стратегию отступать предпочитал…
Способность применять полученные знания на практике |
Георгий Куманёв, академик РАН, руководитель Центра военной истории России:
– Под Прейсиш-Эйлау сражался с исключительным мужеством, очень отличился и получил первые награды.
С этого момента начался стремительный взлёт карьеры двух блестящих полководцев.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Им позволило выделиться личное мужество. Багратион после Итальянского похода был замечен, а Барклай-де-Толли удостоился посещения императора. Во время беседы он изложил свою тактику, которая в последующем была реализована в ходе войны с Наполеоном.
Хочу обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство в судьбах двух генералов. Об этом широко не пишется, но была ещё одна замечательная история, в которой они проявили себя самым беспримерным образом. Россия вела войну со Швецией. Ещё со времён Петра I наша страна всё время пыталась отстоять свои северные рубежи. В преддверии войны с Наполеоном, конечно, важно было заключить со Швецией мир. Для того чтобы это произошло, два отряда под командованием Барклая-де-Толли и Багратиона совершили немыслимое.
Гордость за историю страны |
В результате был заключён мирный договор, по которому в состав Российской империи вошла Финляндия. Барклай-де-Толли был её первым генерал-губернатором.
На этом примере я хочу показать, что значит в российском менталитете понятие «толерантность». Это принятие другого человека, проявление уважения не только к нему как к личности, но и к народу и его культуре в целом.
Российская гражданская идентичность |
Уважение к национальным культурам |
Ну а наши герои, уже возглавляя русские армии, готовились противостоять нашествию Наполеона.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
12 | На должности военного министра Её стратегию предвидел И был готов с ней встретиться вполне. Тремя колоннами войска Наполеона, наступая, Угрожали по одиночке армии разбить. Но наши армии спокойно отходили, Но всё-таки французов били, Как говорится, крепко и с душой. |
13 | Смоленск. Двадцатое июля. Другие наполеоновские корпуса, Чтоб у ворот России, под Смоленском, Россию к миру принудить, Разбив её войска в сражении. |
14 | Последовательно отступая, Барклай стремился сохранить Чтобы она сумела превратить То отступление в победу, Французов измотать и изнурить. Талант Барклая заключался в том, Чтоб заманить прославленных французов Их встретил под Бородином Кутузов. |
15 | Бородино. Барклай на поле боя. Что мимо ядра пролетают, И пули, и шрапнель, Для битв грядущих сохраняя Жизнь полководца. |
16 | Багратион. Войну он начал на границе И первым принял варварский удар. Солдаты до смерти готовы были биться. Сыны Отчизны верили в его командный дар. Три месяца в боях смертельных Дорог опасных, кровь и пыль, Лишенья, голод, зной, болезни Прошёл он с войском тыщу миль. |
17 | И вот уже сошлись в широком поле, Построены редуты и каре. Багратиону выпала тяжелой долей Стоять с солдатами у русских войск на острие. Он стал тогда грозой рядов французских И у врага не мог не вызвать страх. Огонь и взрывы, стоны, крики. Багратион был средь своих солдат. Летали ядра, лились крови реки. Они стояли и не отошли назад! |
18 | К исходу дня у бастиона, Где бился доблестный отряд, В бедро Багратиона Ударил вражеский снаряд. Развеялись дымы, умолкли крики, Пропитаны повязки кровью ран. Средь ветеранов и юнцов небритых Лежал, смертельно ранен, генерал! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
22 июня 1812 года Бонапарт обращается с воззванием к войскам. Он призывает к походу на Россию. К тому времени Наполеон разбил все армии Европы и был уверен, что русские тоже не смогут оказать серьёзное сопротивление, тем более что войсками командуют генералы-иностранцы. Будут ли они защищать Россию как своё настоящее Отечество?
600-тысячная армия Наполеона продвигается к западной границе России. Её защищают всего 240 тысяч солдат. Это армии генералов Барклая-де-Толли и Багратиона.
Лидия Ивченко, заместитель директора по учёту и хранению музейных коллекций музея-панорамы «Бородинская битва»:
– Оба они российские подданные, причём российские подданные с большим стажем, как говорится. Это подданство уходит в века. И оба они не мыслили, что могут служить в какой-то другой армии, кроме русской.
Наполеон перешёл Неман, и война покатилась в глубь страны. Впоследствии это назовут «скифским планом» командующего 1-й армии Барклая-де-Толли. Бонапарт действовал гениально. Он повёл свои войска так, что вбил клин между двумя русскими армиями – Барклая-де-Толли и Багратиона. Теперь он рассчитывал легко разгромить одну из них. Это был вполне реальный план, но ему не суждено было осуществиться. Багратион увёл свои войска из-под удара: он совершил 800-километровый обходной манёвр, чтобы соединиться с 1-й армией под Смоленском.
16 августа начинается штурм Смоленска. Наполеон хладнокровно ждёт подхода к городу главных русских сил, чтобы навязать им генеральное сражение. В создавшейся ситуации Барклай-де-Толли принимает непопулярное решение – отступать дальше и дальше, изматывая французов непрерывными арьергардными боями. Багратион категорически против – такая тактика для него неприемлема.
Всего через неделю после того, как войска оставили Смоленск, им предстояла битва при Бородине.
Во время Бородинского сражения главным направлением атак французской армии были Семёновские флеши. Именно на них пришёлся первый удар. Их защищала 2-я армия под командованием генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона, поэтому их и стали называть Багратионовыми.
Первая атака неприятеля была остановлена русской картечью. Вторая принесла французам временный успех, но и громадные потери. Чтобы отбить это наступление, Багратион лично возглавил штыковую атаку. Воодушевлённая командиром, русская пехота в кровавой рукопашной схватке опрокинула французов и вернула себе редут.
Самопожертвование |
Он словно удвоил силу своей армии. Ещё немного, и перевес уже на его стороне. «Ранен. Багратион ранен!» – волной пронеслось по рядам солдат. Падающего полководца подхватили на руки. Силы оставляли его.
Барклай-де-Толли командует правым крылом и центром русских войск. Не боясь пуль и штыков и забыв про свою тактику отступления, он стремительно рвётся в атаку. Ординарцы едва успевают менять своему генералу лошадей, которые падают, сражённые пулями.
Наполеон мрачно обозревает позиции противника. После 12 часов кровавой баталии император потерял 1000 лучших солдат и офицеров, десятки храбрейших генералов, но так и не смог достичь своей цели – деморализовать и разбить русскую армию. Отойдя на вторую линию и сомкнув ряды, она готовится продолжить бой, но уже без генералов Барклая-де-Толли и Багратиона. Оба они ранены. Невероятно, но именно Бородинское сражение примиряет двух вечных оппонентов.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– 22 июня для нашей страны – знаковая дата. Удивительно, что две таких кровавых войны, которые вошли в историю нашей страны как Отечественные, начались в один и тот же день. 22 июня 1812 года Наполеон обращается с воззванием к войскам, что фактически стало началом войны республиканской Франции и её европейских союзников против Российской империи. Войска фашистской Германии по приказу Гитлера в этот же день, но уже в 1941 году пересекли границу Советского Союза, положив начало Великой Отечественной войне.
Приоритет духовного над материальным |
Умение взять на себя ответственность |
Активная гражданская позиция |
Два наших героя были совершенно разными людьми. Они спорили, обвиняли друг друга. Но чем отличается высоконравственный человек? Когда необходимо принять решение, он отказывается от своих личных интересов и действует в интересах общих. Именно это продемонстрировали и Барклай-де-
Взаимопонимание и сотрудничество |
Это говорит о том, что Россия всегда сильна своим духом, что какая бы военная сила ни надвигалась на наш народ, но она никогда не сможет достигнуть своего результата. Всегда и во все времена наш народ был непобедим, когда люди перед лицом опасности забывали свои личные обиды и претензии, объединялись на основе взаимного уважения, чувства долга и ответственности за будущее своего народа и Отечества.
Что же случилось дальше и какая память об этом сохранилась в сердце нашего народа?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
19 | Два века минуло после того сражения, Погибло много там солдат Не повернули, не ушли назад! Вот эти чести, доблести примеры, За подвиги не требуя наград, За Родину, свободу и святую веру Кто воспитал бесстрашье в тех дружинах? Кто честно, благородно жизнь прожил? Багратион, что в дни те беспокойные Под флагом доблести своей стране служил! |
20 | Его звезда тогда не закатилась. Он дал урок потомкам навсегда, Как Родину любить и жить красиво, Чтобы в Отчизне помнили тебя! Там тишина, там память в вечности струится, Там в поле возвышается курган, Там перестало сердце князя биться, Там память нашим предкам и врагам. |
21 | Гигант, не овеянный славой, Пример твой потомкам укор, Ты вровень встал с целой державой, «И выше, чем римский собор». Твой подвиг, такой запоздалый, Не понял ни наш, ни француз, Не пишут нигде в мемуарах Герой на двенадцатый год, Мундир, чистым золотом шитый, Заложник интриг и хлопот. |
22 | О вождь несчастливый! ...Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой. В молчанье шёл один ты с мыслию великой. И в имени твоём звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. В угоду им тебя лукаво порицал... Ты был неколебим пред общим заблужденьем. |
23 | История хранит таких, как он, Чья честь и гордость не были ранимы, Где блеск его фельдмаршальских погон С ценой победы были не сравнимы. Не меркнет блеск вчерашних эполет. Мы пьём победы терпкое вино, Ведь в жизни каждого есть поле битвы, У каждого – своё Бородино. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
«Никто из начальников не давал менее чувствовать власть свою, никогда подчинённый не повиновался с большей приятностью», – писал о Багратионе участник Бородинского боя генерал Алексей Ермолов.
Солдаты действительно обожали Багратиона и называли его «наш орёл». В армии он провёл 30 лет своей жизни, и в основном в боевых походах. Участвовал в 150 сражениях. Его ценили офицеры, боготворили солдаты. Щедрость, бесстрашие и мужество – вот образ яркого героя и талантливого полководца.
Евгений Анисимов, сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН:
– Главным для него была его армия, его солдаты, его офицеры. Вы знаете, он перед каждым сражением устраивал вечеринку для офицеров. Здесь проявлялись грузинская щедрость и русская доброта.
Уважительное и доброжелательное отношение к людям |
Михаил Богданович Барклай-де-Толли был точен и исполнителен, строг и требователен к себе и подчинённым. Его рассудительность и щепетильность стали притчей во языцех.
Честь и человеческое достоинство |
Прощение и примирение |
Багратион умер в имении князя Голицына в селении Сима Владимирской губернии 24 сентября 1812 года в возрасте 47 лет. Через 27 лет его прах перенесли на Бородинское поле и захоронили там.
После отчаянной схватки под Бородином солдаты сильно изменили своё мнение о Барклае-де-Толли. Он покажет свои таланты в Заграничном походе, станет фельдмаршалом и заслужит все четыре степени ордена Святого Георгия, что удавалось за всю историю только четверым. Главное, за что он войдёт в историю, – это готовность пожертвовать ради своего Отечества не только жизнью, но и репутацией, если это будет необходимо!
Они ушли, ушли вместе с другими героями 1812 года. Их ошибки, конфликты и противоречия канули в прошлом, а на Бородинском поле осталась другая память – о великой победе, которую выковали для нас эти великие русские полководцы Пётр Иванович Багратион и Михаил Богданович Барклай-де-Толли.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– После человека остаётся не материальное богатство, остаётся память. Действительно, память об этих героях сохранилась в сердце нашего народа. Именно поэтому мы сегодня о них говорим: они запомнились нам как великие люди, которые свою жизнь отдали служению Отечеству. Лучше всего сказал об этом сам Пётр Иванович Багратион в последнем письме к императору, написанном уже после Бородинского сражения: «Хотя, всемилостивейший государь, в деле 26-го и я довольно нелегко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости, но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества и августейшего престола; крайне однако ж прискорбно одно только то, что я в сие важнейшее время остаюсь в невозможности далее показать мои услуги...»
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (4 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Бехлер Сергей. Забытый полководец Барклай-де-Толли.
https://www.stihi.ru/2010/01/17/7797
2. Галкин Юрий. Барклаю-де-Толли. 1812 год.
https://www.stihi.ru/2013/03/07/2567
3. Кочетков Борис. Багратион.
https://www.stihi.ru/2009/02/12/3338
4. Кочетков Борис. Барклай де Толли.
https://www.stihi.ru/2009/01/31/4241
5. Кочетков Борис. Битва под Эйлау в 1807 году.
https://www.stihi.ru/2009/01/07/2928
6. Кочетков Борис. Герои Отечественной войны 1812 года. Пётр Иванович Багратион.
https://www.stihi.ru/2012/06/01/987
7. Дубровин Н. Отечественная война в письмах современников (1812–1815 гг.). СПб.: Типография Императорской академии наук, 1882.
http://elib.shpl.ru/nodes/24141#mode/grid/page/717/zoom/1
8. Мануйлова Юлия. Поэма о Багратионе.
9. Поволоцкий Борис. Барклай де Толли.
https://www.stihi.ru/2014/11/13/259
10. Пушкин Александр. Полководец.
https://stihi-pushkina.com/polkovodec/
11. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М.: Советская Россия, 1962.
Использованные видеоматериалы:
1. Полководцы России. Пётр Багратион и Михаил Барклай-де-Толли.
«Единая Медиа Группа»; ВГТРК, 2014. https://www.youtube.com/watch?v=LRB7swdlw_s&t=2s
2. Этот день в истории. 24 декабря.
Православная телевизионная компания «Союз», 2016.
https://www.youtube.com/watch?v=OW-gxYVTOgU
3. Слабость силы. Багратион и Скавронская.
ООО «Продюсерский центр «Свободный полет»; ОАО «ТРК ВС «Звезда», 2010.
https://www.youtube.com/watch?v=BCNmMhXyyYw
4. Война и мир. Художественный фильм. Реж. С. Бондарчук.
Киностудия «Мосфильм», 1965.
https://www.youtube.com/watch?v=JuzSlG6RSrY
Сценарий
Сценарий
тематического урока: «Багратион и Барклай-де-Толли
– жизнь за Отечество».
На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – директор СОШ №
1 часть. Забытые имена или где рождаются герои.
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
Что значат слезы матерей для жизни, для страны? И как увидеть в чем, твое предназначенье для народа? Война, разлука, горе, боль – все беды от войны! Но так узнали мы своих отчаянных героев! И долг, и честь обязывают нас, Они превыше всех желаний наших, Отдать дань памяти должны сейчас И вспомнить за Россию воинов падших!
|
5 |
Рожденный среди гор Кавказа, Где с детства знают, как мужчинам жить, Он не ослушался отцовского наказа И выбрал участь – Родине служить. Багратион свой путь прошел от рядового, В строю с суровыми вояками взрослел. Солдаты видели в нем горца удалого, Который в жарких сечах свой нашел удел.
|
3 |
Я прикоснулся к боли, что время сохранило - В картинной галерее стоит особняком, Что я сказать сумею сегодня вам о нём? Происхождением шотландец, Рожденный в местности Литвы. Бандеры, Польша, Швеция, Эйлау, где тяжело был ранен там. |
6 |
Его душа чиста, поступки святы, Не ждал он славы – для России жил! Он стал отцом для русского солдата Наставником и другом лучшим был. Россию-матушку Багратион второю Родиной назвал. Как мать, сестру и дочь Ее он защищал. Когда нужна была поддержка и опора, Кто мог сказать солдату слово твердое «Вперед!», Кто отзывался первым на людское горе? Багратион! Мужчина! Выходец из гор!
|
4 |
Не знатен, но талантлив. Пока не наступило время, С ним встретиться в краю родном. |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть
Часть 2. Разная тактика – одна победа.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
7 |
"Князь Петр", так звал его Суворов. Как командир, отец, в одном строю. Не в залах Зимнего дворца, В походах, их было не мало, Где помнят силу русского штыка. |
10 |
В Эйлау арьергарды отступили. |
8 |
Кавказ, Очаков. Первое знакомство Где вновь с Суворовым в строю одном. Он авангарды все ведет. Что голова хвоста не ждет", - |
11 |
Противник отступил, теряя силу. Не мог сравниться с полем битвы их. |
9 |
Прейсиш-Эйлау под Кёнигсбергом. Прославленных победами тех лет знамен. |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
Часть 3. 1812 год. Бородино.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
12 |
На должности военного министра Её стратегию предвидел, И был готов с ней встретиться вполне. Тремя колоннами войска Наполеона, наступая, Угрожали, по одиночке армии разбить. Но наши армии спокойно отходили. Но все-таки французов били, Как говорится крепко и с душой. |
16 |
Багратион. Войну он начал на границе И первым принял варварский удар Солдаты до смерти готовы были биться Сыны Отчизны верили в его командный дар. Три месяца в боях смертельных Дорог опасных, кровь и пыль, Лишенья, голод, зной, болезни Прошел он с войском тыщу миль.
|
13 |
Смоленск. Двадцатое июля. другие, наполеоновские корпуса, Чтоб у ворот России, под Смоленском, Россию к миру принудить, Разбив её войска в сражении. |
17 |
И вот уже сошлись в широком поле, Построены редуты и каре Багратиону выпала тяжелой долей Стоять с солдатами у русских войск на острие. Он стал тогда грозой рядов французских И у врага не мог не вызвать страх. Огонь и взрывы, стоны, крики Багратион был средь своих солдат. Летали ядра, лились крови реки, Они стояли и не отошли назад!
|
14 |
Последовательно отступая, Барклай стремился сохранить - Чтобы она сумела превратить, То отступление в победу, Французов измотать и изнурить. Талант Барклая заключался в том, Чтоб заманить прославленных французов Их встретил под Бородино Кутузов.
|
18 |
К исходу дня у бастиона, Где бился доблестный отряд, В бедро ноги Багратиона Ударил вражеский снаряд. Развеялись дымы, умолкли крики, Пропитаны повязки кровью ран. Средь ветеранов и юнцов небритых Лежал, смертельно ранен, генерал!
|
15 |
Бородино. Барклай на поле боя. Что мимо ядра пролетают, И пули, и шрапнель, Для битв грядущих сохраняя, Жизнь полководца. |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
Часть 4. Память и благодарность потомков.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
19 |
Два века минуло после того сражения, Погибло много там солдат
Не повернули, не ушли назад! Вот эти чести, доблести примеры, За подвиги не требуя наград, За Родину, свободу и святую веру
Кто воспитал бесстрашие в тех дружинах? Кто честно, благородно жизнь прожил? Багратион, что в дни те беспокойные, Под флагом доблести своей стране служил!
|
22 |
О вождь несчастливый! ... Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принес земле тебе чужой. И в имени твоем звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. В угоду им тебя лукаво порицал... |
20 |
Его звезда тогда не закатилась Он дал урок потомкам навсегда Как Родину любить и жить красиво, Чтобы в Отчизне помнили тебя! Там тишина, там память в вечности струится, Там в поле возвышается курган, Там перестало сердце князя биться, Там память нашим предкам и врагам.
|
23 |
История хранит таких, как он, Чья честь и гордость не были ранимы, Где блеск его фельдмаршальских погон, С ценой победы были не сравнимы. Не меркнет блеск вчерашних эполет Мы пьем победы терпкое вино, Ведь в жизни каждого есть поле битвы, У каждого – свое Бородино. |
21 |
Гигант не овеянный славой, Пример твой потомкам укор, Ты вровень встал с целой державой, «И выше чем римский собор». Твой подвиг такой запоздалый, Не понял ни наш, ни француз, Не пишут нигде в мемуарах,- Герой на двенадцатый год, Мундир чистым золотом шитый, Заложник интриг и хлопот. |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 4 часть
На экране заставка – последний слайд № 24 презентации
Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Что значат слезы матерей для жизни, для страны?
И как увидеть в чем, твое предназначенье для народа?
Война, разлука, горе, боль – все беды от войны!
Но так узнали мы своих отчаянных героев!
И долг, и честь обязывают нас,
Они превыше всех желаний наших,
Отдать дань памяти должны сейчас
И вспомнить за Россию воинов падших!