День Матери (Средняя школа)
Сценарий
тематического классного часапо духовно-нравственному воспитанию:
«Самый главный человек в жизни – День матери»
Цель классного часа:
– объяснить ценность человеческой жизни, напомнить о месте и роли матери в жизни каждого человека, раскрыть важность семейных отношений.
Задачи классного часа:
– учебные: расширить представление учащихся о нравственности в отношениях с членами своей семьи, школьного коллектива на основе осознанной и ответственной оценки собственных поступков;
– воспитательные: сформировать яркий положительный образ семейных отношений, пример подлинной жертвенной любви к ближнему; способность брать на себя ответственность и принимать нравственно верные решения в межличностных отношениях;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– ценность человеческой жизни; сохранение семейных ценностей; активное познание мира; чувство защищённости; уважение к наставнику и педагогу; эгоизм; лень, безответственность; сила духа; самолюбие и невнимательность; совесть; сознательный выбор добра или зла; любовь как жертва ради другого; благодарность; добрые дела; любовь к ближнему.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Друзья, в последнее воскресенье ноября мы отмечаем замечательный праздник. Ради него мы с вами сегодня собрались, чтобы вы точно знали, как нужно подготовиться к нему, чтобы поздравить… Кого поздравить, мы сегодня как раз узнаем. Если кто-то знает, пусть пока промолчит. Мы вместе с вами отгадаем эту загадку. Итак, мы начинаем. Нам очень важно понять, кто самый главный человек в нашей жизни.
Ученики: Мама!
Ценность человеческой жизни |
А потом мы начинаем расти, и перед нами открывается целый мир. Кто же нас знакомит с этим миром?
Ученики: Мама!
– Тоже мама. Самое первое слово, которое ребёнок произносит?..
Ученики: Мама!
Активное познание мира |
Сохранение семейных ценностей |
Потом мы ещё подрастаем и становимся активны. Ох, мама за нас беспокоится: «Куда же побежал мой сынок или дочка?» Побежал по дорожке, сделал первые шаги и упал. Обидно, больно. Но кто приходит на помощь?
Ученики: Мама!
Чувство защищённости |
Но вдруг мы начинаем считать себя самостоятельными и говорим: «Мама, я хочу сам!» – «Ну хорошо, делай сам, пожалуйста». Мы выходим во двор, и вдруг нас обижают. Мы, конечно, вспоминаем, что у нас есть мама, которая всегда пожалеет, выслушает и никогда не оставит в беде.
И вот мы подрастаем настолько, что наступает 1 сентября. Кто нас собирает в школу?
Ученики: Мама!
– Мама нам готовит форму, гладит рубашку, платье, покупает большой букет. Мы приходим в школу, и здесь происходит ещё одна очень важная встреча. С кем же мы встречаемся, когда переступаем порог школы?
Ученики: С учительницей!
Уважение к наставнику и педагогу |
Мы с вами сегодня собрались, чтобы вспомнить и сказать самые тёплые и добрые слова в адрес наших мам, потому что праздник, который нас ждёт, – праздник мамы. Мы должны к нему подготовиться. Как мы должны его провести, как вы думаете?
Ученики: Весело. Подарить подарки.
– Давайте проведём этот урок, а в конце получим домашнее задание. Оно будет приятное, поверьте. Сегодня мне помогут вести этот урок ваши друзья. Они готовились и очень переживают. Я надеюсь, что вы их поддержите и проявите к ним доброе отношение, не станете им мешать, а будете внимательно слушать. Мы начинаем наш урок. Сейчас прозвучат слова, которые мы подготовили в адрес наших замечательных, добрых, прекрасных мам.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации презентации:
Стих |
Кто открыл мне этот мир, Не жалея своих сил? И всегда оберегала? Лучшая на свете МАМА. Кто на свете всех милее И теплом своим согреет, Любит больше, чем себя? Это МАМОЧКА моя. Книжки вечером читает И всегда всё понимает, Даже если я упряма, Знаю, любит меня МАМА. Никогда не унывает, Что мне надо, точно знает. Если вдруг случится драма, Кто поддержит? Моя МАМА. Я шагаю по дорожке, Но устали мои ножки. Перепрыгнуть через яму Кто поможет? Знаю – МАМА Ольга Чусовитина |
Стих |
Я помню спальню и лампадку, Ты перекрестишь, поцелуешь, Я помню ночь, тепло кроватки, Иван Бунин «Матери» |
Стих |
С кем первым мы встречаемся, Вся жизнь вокруг неё вращается, Она – опора в доме, Так счастья ей побольше, В. Самченко «Наша мамочка» |
Стих |
Какое самое первое слово? Н. Бромлей «Главное слово» |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть).
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Действительно, мама всегда рядом. Но всегда ли мы ценим это? Всегда ли мы уважительно и внимательно относимся к маме? Бывает же такое, что мы вдруг начинаем капризничать, не слушать маму. Мама нам говорит:
Эгоизм |
Утром мы встаём, а мама уже всё погладила, приготовила завтрак. А затем отправила нас в школу с надеждой, что всё будет хорошо… И вдруг мы приносим плохую отметку. Бывает такое, да?
Ученики: Да.
– Мама нас спрашивает: «Ну как же так?» А мы её огорчаем и очень часто даже пытаемся сказать неправду.
Ученики: Если мы огорчили маму, нужно извиниться перед ней и сказать, что теперь будем учиться на одни пятёрки.
–
Лень, безответственность |
Конечно, нам хочется поскорее преодолеть это. Тогда мы набираемся сил… Как вы думаете, кто может признать, что был неправ, – сильный или слабый человек?
Ученики: Сильный.
–
Сила духа |
Ученики: Нет.
– А почему?
Ученики: Она нас любит.
– Действительно, мама нас любит всегда. Когда мы маленькие и иногда болеем и капризничаем, мама терпит наши капризы. Она находится у нашей кровати, лечит нас, знает, что её любовь может нам помочь.
Совесть |
Самолюбие и невнимательность |
И вот здесь мы должны с вами вспомнить, что у каждого из нас в душе есть важный инструмент, голос, который нам подсказывает. Как же его зовут?
Ученики: Совесть.
– Совершенно верно. Совесть нам всегда подскажет, правильно мы поступаем или нет. Совесть ошибается или нет, как вы думаете?
Ученики: Нет.
– Не ошибается? Верно, не ошибается. Кто-нибудь из вас пользовался компасом? Знаете, что это такое?
Ученики: Да.
– Куда всегда показывает стрелка?
Ученики: На север.
Сознательный выбор добра |
Давайте посмотрим и послушаем, как мы иногда ведём себя по отношению к маме и как нам нужно о ней заботиться.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации презентации:
Стих |
А сердце матери – оно одно С тобою вместе плачет и рыдает, А сердце матери, когда ты вдалеке, – А. Юфик «А сердце матери…» |
Стих |
Не обижайте матерей, В. Гин «Не обижайте матерей» |
Стих |
Зачем у меня вырвалось снова Обидел тебя я, родная, словами. А мама моя улыбнулась вдруг мило Татьяна Петухова «Мамины слезы» |
Стих |
О вера наших матерей, Виктор Каратаев |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть).
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Мама – самый дорогой человек. Нужно помнить об этом всегда. Мы растём, и мама вкладывает в нас всю себя, чтобы мы стали сильными, здоровыми и крепкими. А мы не ценим этот дар, не замечаем, как мама украдкой смахивает слезу, как расстраивается из-за того, что мы не слушаем её мудрых, добрых, ласковых советов.
Любовь как жертва ради другого |
Благодарность |
Добрые дела |
Мы сейчас произнесём слова благодарности, чтобы мамы увидели и почувствовали, как мы их любим.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации презентации:
Стих |
Голос ласковый и нежный Я возьму её за ручку, На колени к маме сяду М. Архипова «Стихи для мамы» |
Стих |
Для застолья кто испёк Кто готовит всех вкуснее? Кто красивый, как царица, Кто мне лучшая подружка? На ночь кто целует в ушко? Для кого цветут цветы? |
Стих |
Поёт моя мама Мечтаю на маму Похожим я стать. И пыль вытираю, Мечтаю, как мама, Михаил Садовский «Вот бы как мама» |
Стих |
Мне мама приносит Весёлые песни Я ей открываю Люблю свою маму, Л. Давыдова «Я маму люблю» |
Стих |
С каждым годом мы взрослеем, В. Сибирцев «Маме» |
Стих |
Мамочка наша родная, Пусть печали в твой дом не заходят, Но и этого было бы мало, Спасибо, родная, за то, что растила, Красива, заботлива, нежно нежна, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть).
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
–
Возлюби ближнего своего |
Сегодняшний маленький урок должен помочь нам в глубине своего сердца отвести для мамы место, которое уже никто занять не сможет.
Думаю, что домашнее задание будет приятно для всех. Вы должны прийти домой, крепко-крепко обнять свою маму, поцеловать её и рассказать, как сильно вы её любите. Договорились?
Ученики: Да.
– Молодцы! Я надеюсь, что вы сможете передать свои чувства и эмоции, чтобы мамы поняли, что у них праздник, узнали, как сильно вы их любите. Я хочу, чтобы в дальнейшем своим поведением и отметками вы приносили им только радость. Договорились?
Спасибо вам большое. Вы мне сегодня очень помогли. Давайте поаплодируем тем ребятам, которые подготовили для вас этот замечательный урок. Большое спасибо им за труд, а вам – за внимание.
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию (3 части);
- Видеоматериалы (3 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Бромлей Н. Главное слово. Стихотворение.
https://www.supertosty.ru/stihi/stih_621.html
2. Бунин Иван. Матери. Стихотворение.
https://ilibrary.ru/text/3648/p.1/index.html
3. Гин Виктор. Не обижайте матерей. Стихотворение.
https://www.stihi.ru/2009/04/04/2732
4. Давыдова Л. Я маму люблю. Стихотворение.
https://www.stranamam.ru/post/412378/
5. Голубка (псевдоним). Любимой мамочке. Стихотворение.
https://www.stihi.ru/2004/03/16-1496
6. Каратаев Виктор. О вера наших матерей… Стихотворение.
https://foma.ru/stihi-o-materi.html
7. Садовский Михаил. Вот бы как мама. Стихотворение.
http://allforchildren.ru/poetry/8m62.php
8. Самченко Владимир. Наша мамочка. Стихотворение.
http://www.zolotoe-pero.net/comm.php?id=35937
9. Сибирцев Виталий. Маме. Стихотворение.
https://www.stihi.ru/2011/12/22/4935
10. Петухова Татьяна. Мамины слезы. Стихотворение.
http://allforchildren.ru/poetry/goodbad106.php
11. Чусовитина Ольга. Стихи про маму. Стихотворение.
https://allforchildren.ru/poetry/8m61.php
12. Юфик Александр. А сердце матери… Стихотворение.
https://www.stihi.ru/2012/10/05/696
Использованные видеоматериалы:
1. Мама для мамонтенка. Мультфильм. Т/О «Экран»,1981.
https://www.youtube.com/watch?v=sVYMsNay8G0
2. Снится сон. Видеоклип. Исп. Ани Лорак, музыка И. Крутой, слова И. Николаев. https://www.youtube.com/watch?v=groAAI5ZQ_k
3. Мама, будь всегда со мною рядом. Видеоклип. Исп. вокальный ансамбль «Индиго». https://www.youtube.com/watch?v=JovlEnnS6Yo
4. Как обезьянки обедали. Мультфильм. «Союзмультфильм», 1987. https://rutube.ru/video/06bb06a4fa590011d1aa50a8f57658b0/
5. Мамы. Художественный фильм. ООО «Кинокомпания «ENJOY-MOVIES», 2012. https://www.film.ru/movies/mamy
6. Мамы-2. С Новым годом, мамы! Художественный фильм.
ООО «Кинокомпания «ENJOY-MOVIES», 2012. https://yandex.ru/video/preview/?text=мамы-2.%20с%20новым%20годом%2C%20мамы%21%20художественный%20фильм.%20ооо%20«кинокомпания%20«enjoy-movies»%2C%202012.&path=wizard&parent-reqid=1641229695778729-5533018474637910187-vla1-3449-vla-l7-balancer-8080-BAL-5314&wiz_type=vital&filmId=12463998381322607212
7. Если бы я знала… Видеоролик о материнстве. WWW.PUPSLOVE.ME
https://www.youtube.com/watch?v=okkbrBqTqNs
Сценарий

тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Самый главный человек в жизни – День Матери»
1 часть – Мама главный человек в нашей жизни
1. Стихи про Маму
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя МАМА.
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – МАМА
2. Матери (Иван Бунин)
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
3. Наша мамочка
С кем первым мы встречаемся,
Придя на белый свет, –
Так это наша мамочка,
Ее милее нет.
Вся жизнь вокруг нее вращается,
Весь мир наш ею обогрет,
Весь век она старается
Нас уберечь от бед.
Она — опора в доме,
Хлопочет каждый час.
И никого нет кроме,
Кто так любил бы нас.
Так счастья ей побольше,
И жизни лет подольше,
И радость ей в удел,
И меньше грустных дел!
2 часть – Не огорчайте своих матерей!
1. А сердце матери... (Ю. Белинский)
А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери – единственный ответ,
На все вопросы, таинства всей жизни,
И не забыть нам мудрый тот совет,
Что мать дала на Родине-Отчизне;
А сердце матери, когда ты вдалеке, –
Оно как компас правильный и точный,
И ты шагаешь бодро, налегке –
Оно укажет путь твой непорочный;
А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
2. Не обижайте матерей (В. Гин)
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
3. Мамины слезы (Татьяна Петухова)
Зачем у меня вырвалось снова
Злое, жестокое, гадкое слово?
Как нелегко мне теперь подойти,
Как трудно сказать: "Мама, прости!"
Обидел тебя я, родная, словами.
- Но только не плачь, - умоляю я маму, -
Ну, отругай, накажи меня строго.
Но только прости, не сердись, ради бога!
А мама моя улыбнулась вдруг мило
И тихо сказала: "Я давно уж простила".
Я маминых слез никогда не забуду
И больше грубить никому я не буду.
4. *** Виктор Коротаев
О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей,
Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери — такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
Пусть перебесятся, пройдет,
И снова верят, верят, верят.
Как верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
И — не крикливые — они
Не почитают это дивом.
И просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной,
Вот только мы-то не всегда
Оправдываем их надежды.
3 часть - Любите, цените и благодарите своих матерей!
1. Стихи для мамы
Голос ласковый и нежный
Вьется птицей надо мной.
Как легко и безмятежно
Рядом с мамочкой родной!
Я возьму ее за ручку,
Посмотрю в ее глаза.
Смех ее прогонит тучку,
Упадет дождя слеза.
На колени к маме сяду
И уютно обнимусь.
Слаще счастья мне не надо,
Ничего я не боюсь!
Для застолья кто испек
Восхитительный пирог?
Кто готовит всех вкуснее?
Кто в квартире всех главнее?
Кто красивый, как царица,
Кто швея и мастерица?
Кто цветет, как роза в парке,
Для кого лежат подарки?
Кто мне лучшая подружка?
На ночь кто целует в ушко?
Для кого цветут цветы?
Да, мамуля! Это ты!
2. Вот бы как мама (Михаил Садовский)
Поёт моя мама
Всегда за работой,
А я ей всегда
Помогаю с охотой!
Мечтаю на маму
Похожим я стать.
Я гладить учусь
И варить, и стирать,
И пыль вытираю,
И пол подметаю…
Мечтаю,мечтаю.
Мечтаю, мечтаю…
Мечтаю, как мама,
Всё делать уметь,
И, может, как мама,
Я выучусь петь.
3. Я маму люблю (Л.Давыдова)
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
4. Маме (В. Сибирцев)
С каждым годом мы взрослеем,
Все меняется кругом,
Только мамы нет милее
Детям в возрасте любом.
Не хочу считать года я,
Мысли эти прочь гоня...
Ты как прежде молодая
Остаешься для меня.
Те минуты что ты рядом,
Так легко и так светло...
Для детей нет лучше клада -
Это мамино тепло.
Твое слово сердце греет,
Не страшны ни град, ни гром...
Только мамы нет добрее
Детям в возрасте любом.
Любим мы тебя родная,
Ты нам очень дорога.
От волненья замирает
Стихотворная строка.
Ты помочь всегда готова,
Без тебя мы никуда...
Мама, мамочка здорова
Будь на долгие года!
5. ***
Мамочка наша родная,
Эти нежные строки – тебе.
Самой милой и самой красивой,
Самой доброй на этой земле.
Пусть печали в твой дом не заходят,
Пусть болезни пройдут стороной.
Мы весь мир поместили б в ладони
И тебе подарили одной.
Но и этого было бы мало,
Чтоб воздать за твою доброту,
Мы всю жизнь, наша милая мама,
Пред тобой в неоплатном долгу.
Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что взамен ничего не просила.
Что горе и радость деля пополам,
Во всем лучшей доли желала ты нам.
Красива, заботлива, нежно нежна,
Ты нам ежедневно и вечно нужна !
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.