День народного единства
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Минин и Пожарский – День народного единства»
Цель классного часа:
– сформировать понимание трагичности разделения и противостояния в обществе, ведущих к смуте и потере государственной независимости, и важности единства и национального согласия для процветания страны.
Задачи классного часа:
– учебные: познакомить учащихся с историей и смыслом праздника «День народного единства», показать взаимосвязь между сохранением верности традициям, культуре и духовным ценностям своей страны и её территориальной целостностью, суверенитетом;
– воспитательные: выработать способности принимать нравственно верные решения в различных жизненных ситуациях по отношению к ближнему и обществу в целом, соблюдать норм морали и этики через знакомство с примерами милосердия, любви, мужества и верности; формировать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, приверженности идеям дружбы, равенства и взаимопомощи народов;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– активная гражданская позиция, ослабление единства народа путём информационной экспансии, осознание ценности человеческой жизни, ответственность за свои поступки, моральная оценка личностного выбора, уважение закона и правопорядка, верность духовно-нравственным ценностям, приоритет духовного над материальным, мужество, патриотизм, милосердие, способность к самопожертвованию, гражданское общество и российская государственность, истоки народного единства и солидарности, роль веры и духовных традиций в формировании государства, чувство ответственности и долга перед Родиной.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Я рад вас всех видеть!
4 ноября у нас в стране – праздничный день. Причём уникальность этого дня заключается в том, что это одновременно и государственный, и церковный праздник. В 2004 году Святейший патриарх Московский и всея Руси дал такое определение событиям, происшедшим в этот исторический день: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Активная гражданская позиция |
Ученики: День народного единства.
– Молодцы! Действительно, 4 ноября будет отмечаться праздник – День народного единства. Он объединяет всех-всех людей, которые живут в нашей стране. Это очень важный праздник. Давайте попробуем разобраться, в чём его смысл. И попробуем это сделать так, чтобы потом прийти и рассказать своим родителям, друзьям, тем, кто, может быть, ещё не знает об этом празднике.
Итак, День народного единства… Значит ли это, что до этого дня народ не был един? Что люди ссорились друг с другом? Ведь единство возникает тогда, когда перед этим люди были в ссоре.
Давайте вспомним важнейшее событие истории нашей страны, связанное с именем московского князя Дмитрия Донского. Победа в Куликовской битве была достигнута русским воинством, потому что все объединились. Именно единение всех русских городов позволило сразиться с полчищами хана Мамая и дало возможность победить.
Всем известно, что когда мы дружный коллектив, то можем решать любые задачи. Если мы вместе, то помогаем друг другу и можем реализовать любой проект, справиться с любой сложной жизненной ситуацией, потому что мы вместе. Но как только каждый начинает думать только о себе, мы сразу теряем единство, оказываемся порознь, начинаем ссориться и искать виноватого в своих неудачах.
После победы в Куликовской битве народ через какое-то время начал об этом забывать. Люди стали потихонечку терять единый мирный дух, спорить и соперничать друг с другом. Каждый хотел быть первым.
«Я – первый!» – говорит кто-то в классе. А другой заявляет: «Я тоже первый». И третий произносит: «Я – первый!» И тогда начинается ссора. И каждый сам за себя. А потом, когда учитель призовёт к ответу, только и слышно: «Это не я виноват, а он». Каждый старается переложить свою вину на кого-то другого.
Вот такая ситуация была и с нашим народом: люди начали ссориться друг с другом, и не потому, что они были плохие, а потому, что каждый считал, что он лучше знает, как надо правильно жить. Эта ссора привела к настоящей трагедии всего народа. Что же случилось, почему люди рассорились? Почему они вдруг поддались этому? Об этом мы с вами сегодня поговорим. Разберёмся и увидим, какая может случиться трагедия, если ссорится целый народ. И как потом народу тяжело с этим справиться.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
2 | Проклятый бунташный Семнадцатый век, |
3 | Но в эти дни большой тревоги |
4 | И тут же бедствие случилось, Какого не было давно, И то, едва что уродилось, Померзло в августе зерно! Три года голода в России – Орды нашествию сродни, Так много жителей скосили Татары только лишь одни. И раны те, что излечились, Открылись и смердели вновь, Людские души замутились – Бесчестья не было конца, Как чёрная повсюду плесень, Людская злоба возросла… |
5 | Терпенье люда истощалось, Он не доволен был царём, И обвинял его огульно За все несчастия в стране, Народ стал недругом безумным С расстригой Гришкой во главе! А объявиться лишь у ляхов Угодно было стервецу И там открыться им без страха, Что он – царевич по отцу! Сам Грозный царь – его родитель, И он по праву, как и встарь, А не сегодняшний правитель, Законный русский государь… |
6 | …Сгущались тучи грозовые Над полуночною Москвой, Когда посланцы верховые К заставе мчались городской, А миновав её, по шляхту На юг мятежный понеслись, Где от злосчастного монарха Ещё тем летом отреклись. Враги Бориса к Самозванцу Спешили с новостью благой: «…Господь забрал его, поганца, А Фёдор – вовсе никакой И чуждый многим, как родитель И опостылевший их клан. В Москву войдёшь как победитель, Ты всем народом уже зван!» |
7 | …Ворвались в Кремль и устремились |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
Май 1591 года. В Угличе живёт младший сын Ивана IV царевич Дмитрий. Он – законный претендент на русский престол. 15 мая в столицу приходит весть: царевич Дмитрий убит. Следствие устанавливает, что мальчик, склонный к эпилепсии, заколол себя сам, упав на ножик, с которым играл. Но мать царевича, Мария Нагая, настаивает, что Дмитрия убили.
В Угличе вспыхивает восстание. По звуку набатного колокола вершится самосуд. Власти расправляются с бунтовщиками. Даже набатный колокол снят с колокольни и казнён, как преступник. У него вырывают язык, а затем секут плетьми и ссылают в Сибирь.
С таинственной смерти царевича начинается время, которое метко называют Смутой. Все будут воевать со всеми, лгать и изменять, предавать одного правителя за другим. Русское государство фактически распадётся.
1610 год. Уже больше 10 лет в Московском государстве нет «природного», Богом данного царя. На Руси царь был не просто человеком, который управлял государством. Царь не мог быть ни назначенным, ни выбранным, ни захватившим власть. Он мог быть только рождённым.
Удачно начавшееся правление первого выбранного царя Бориса Годунова было прервано страшным неурожаем, голодом и вспыхнувшими бунтами. В такой атмосфере просто должен был появиться царь истинный, «природный». И он не замедлил отыскаться.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
– Смута – это всегда безвластие. Это потеря всяких авторитетов. Это заблуждение. Никто не знает, куда идти. Каждый может быть лидером. Каждый может быть вождём.
В 1604 году появляется первый самозванец. Монах, сын мелкопоместного дворянина Григорий Отрепьев называет себя царевичем Дмитрием, утверждает, что чудом спасся от убийц. Его опознаёт мать, царица Мария Нагая. И народ охотно верит чуду.
Бойкий дворянский сын Григорий Отрепьев превратился в царя Дмитрия Ивановича, даром что тот был от шестой жены, но всё же сыном Ивана Грозного. Порубежные города открывали самозванцу ворота. Большая часть войска после смерти Бориса присягнула ему. И вот он уже в Кремле.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Царевич Димитрий практически был вашим ровесником. Он играл с ребятами, упал, нечаянно повредил себе горло и погиб. Трагедия. Большая беда, которая должна была сплотить людей. А они начали искать виноватого. Они и обвиняли всех, и в первую очередь неугодных им бояр, неугодные власти. Стали бунтовать. Конечно, власть, то есть царь Борис Годунов, который в это время правил, был вынужден провести расследование, усмирить народ.
Ослабление единства народа путём информационной экспансии |
Очень часто, когда вам кто-то говорит в отношении вашего друга что-то нехорошее, вы вроде знаете, что это неправда, но верите. Точно так же случилось с народом: поверили обману, поверили и стали противиться государственным властям.
Конечно, этим воспользовались недруги. Стали собираться войска, которые пошли под этими знамёнами. Дошло до страшного злодеяния: ворвались в Кремль и убили законного наследника, который остался после смерти царя Бориса, – его сына. Прямо в царских палатах его и убили. Конечно, кровь, которая пролилась, уже не могла остановить никого. В стране начался передел власти.
Что же случилось дальше? На этом несчастья не прекратились, потому что то, что получено обманом, добра никогда не приносит. Зло всегда сеет вокруг себя только зло. Какое же зло случилось с нашим народом, какие ещё несчастья на него обрушились? Давайте послушаем дальше эту трагическую историю.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
8 | Лжедмитрий Первый правил год Чрез год восшествия на трон В девятый день набат случился. |
9 | «Царю Василию Москвы не удержать! Несметной силою, безбрежной Дружить с вором нам Тушинским пристало, Чтоб уцелеть наверняка…» И начался отъезд позорный |
10 | …Семибоярщиною назван |
11 | В открытом поле днём ненастным Меж польским станом и Москвой, Одобренный боярской властью, Свершился выбор роковой! В угоду польскому монарху Страна лишилась одним махом Царя исконно своего. В шатрах роскошных присягали И ведь взаправду полагали, Что станет жизнь людей ладней, Коль под опекою боярства На царстве будет Владислав И православным государство Оставит, веру поменяв. |
12 | …Ярилась смута в государстве И порчу слала на людей, Всеобщим виделось бунтарство И становилось всё сильней. Разорам диким и насилью, Убийствам не было конца, В крови несчастная Россия И нет в ней счёта мертвецам. Упала нравственность повсюду И страсть к наживе возросла, И злобного, лихого люда В России стало без числа… |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
Заняв престол, Лжедмитрий I оказался в очень сложном положении. Суля всем благоденственное житие, мог ли он выполнить обещанное: передать будущему тестю польскому сенатору Юрию Мнишеку Новгород и Псков или отменить крепостное право? В результате осложнились отношения с Речью Посполитой. 22-летний молодец не вписывался в образ «природного» государя. Он окружал себя иноземцами, не спал после обеда, не ходил в баню, собрался венчаться с гордой полячкой накануне постной пятницы.
Бояре во главе с Василием Шуйским организовали заговор, в результате которого самозванец был свергнут и убит в мае 1606 года, так и не успев отпраздновать свадьбу с царицей Мариной Юрьевной. Москвичи сжигают Лжедмитрия, пеплом заряжают Царь-пушку и выстреливают прочь от Москвы. Это единственный выстрел знаменитой пушки.
На царство Российское венчается Василий Шуйский. Десятки городов и уездов Шуйского не признали. Для них истинным государем оставался Дмитрий Иванович. С именем сына Грозного было связано столько надежд… Да и мог ли истинный государь исчезнуть? А если не исчез? То тому виной московские бояре, посадившие на трон своего ставленника.
В 1608 году появляется второй самозванец, Лжедмитрий II, или Тушинский вор. Не сумев взять Москву, он ставит свой лагерь в подмосковном селе Тушине. Кличка осталась, имени авантюриста история не сохранила. Эта раздвоенность вносит ещё большую смуту в головы людей. Выходом из положения представляется уже опробованный способ – пригласить иноземца, принца Владислава, сына польского короля Сигизмунда III.
Заговорщики врываются в покои царя Василия Шуйского. Они требуют: «Отрекись от престола, постригись в монахи». И от престола Шуйский отрекается. Создано временное правительство из семи бояр. Оно известно в истории как Семибоярщина. Спокойствие на Русскую землю их правление не приносит.
В августе 1610 года московские бояре сами открывают ворота Кремля и впускают иноземцев в столицу Русского государства. Земский собор, созванный Боярской думой, выбирает царём королевича Владислава.
Московское правительство стало утрачивать контроль над провинцией. В стране началась гражданская война.
Осознание ценности человеческой жизни |
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
Ответственность за свои поступки |
Моральная оценка личностного выбора |
Очень часто и мы в жизни так поступаем: не мне надо измениться, а чтобы кто-то изменился. А самому меняться очень тяжело.
Уважение закона и правопорядка |
Дело дошло до того, что самозванец уже стоял в Тушине. Знаете такой район в Москве? Здесь находился стан Лжедмитрия II, который угрожал захватить Москву. И бояре ничего лучше не придумали, как позвать иноземных захватчиков. Они сами открыли ворота Кремля и впустили польские войска. На Севере, чтобы защищаться, позвали шведские войска. Какое-то время шведы, конечно, сражались, но потом, когда наёмникам перестали платить, решили сами поживиться, захватили Новгород, Псков. Стали грабить эти города: дескать, это наше жалованье, которое нам не заплатили. Вот так одно зло породило другое зло, третье… Обман, ложь, предательство. Бояре фактически предали свой народ.
В этой ситуации очень важно понять, что делать остальным. Русский народ нашёл в себе силы и показал пример, как надо сопротивляться.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
13 | Король поляков Сигизмунд Трещали башни города Смоленска, |
14 | Стеною с башнями из камня Наш монастырь был обнесён. Поборник главный православья, Святыней русскою был он, Была угроза поруганья Святыни русской налицо. И православное сознанье Взрастило истинных бойцов, С врагами бой вести готовых И за монарха своего И раку Сергия святого, Гробницу вечную его. А потому была не в силах Измена верность одолеть. |
15 | …Момент критический для царства И жуткий самый наступил – Боялись уже не бунтарства, А власти иноземных сил, И надругательства над верой, И гнета злых еретиков, Уже все видели примеры Глумленья западных врагов. Существованию России Как независимой страны Конец ей положить грозили Затейщики лихой войны… |
16 | И патриарх молитвы к Богу Не раз в церквах произнесёт. Единственный из всех начальных И значимых людей страны, Не изменял своим он чаяньям Во время внутренней войны. И, как никто, перед тлетворным Влияньем смуты устоял, И покрывал он всех позором, Кто честь и совесть потерял. Он нравственное прямодушье До смерти самой сохранил, Святейший праведником сущим И пастырем народу был! |
17 | Открыто стал уже к восстанью Святейший паству призывать И в города свои воззванья К единоверцам направлять. И Суздаль, и Ростов Великий, И Нижний Новгород, Рязань Наполнил своим гневным криком И единиться наказал, Чтоб собирались ополченья И шли к столице на врага, Имея своей целью главную – Страну и веру отстоять И из своих лишь православных Царя отныне избирать. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
Июнь 1611 года. После 20-месячной осады польскими войсками Сигизмунда III взят Смоленск. Избрание на русский трон польского принца Владислава даёт повод шведскому королю для вторжения в Россию. Сигизмунд III использует вторжение шведов на русскую землю в своих интересах. Отряд гетмана Жолкевского выступает к Москве. Отряд гетманов Лисовского и Сапеги действует в центре России.
Верность духовно-нравственным идеалам |
Монахи Троице-Сергиева монастыря возвращают на Русь милосердие. Они ищут по дорогам раненых и немощных и приносят их в обитель. Современники пишут об этом как о божественном чуде: небольшой монастырь сумел вместить многие тысячи страждущих.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
– Для того чтобы победить врага, что нужно было? В первую очередь преодолеть смуту в сознании и в сердцах. Нужно было понять, что присутствие иностранцев в Кремле – это не альтернативный путь развития. Это гибель для страны.
Из Троице-Сергиева монастыря во все стороны летят гонцы с грамотами-воззваниями. Архимандрит Дионисий пишет людям: «Пора объединиться и спасти землю Русскую».
Патриарх Гермоген своими пламенными воззваниями поднял русский народ на сопротивление польско-литовским захватчикам, вдохновляемым Римско-католической церковью. Святитель резко обличал мятежников, предавших землю Русскую и веру православную. И многие из них покаялись.
Из послания священномученика Гермогена, патриарха Московского:
Приоритет духовного над материальным |
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
–
Мужество |
Тот, кто побывает на экскурсии в лавре в Сергиевом Посаде, увидит, что там сохранились даже ворота в Троицком соборе, которые пробиты польским ядром. Вы увидите, почувствуете, поймете, как это было. Даже ядро залетало в храм.
Патриотизм |
Этот пример мужества показал, что можно сопротивляться. Всегда бывает положительный пример. Мы хотим быть на кого-то похожими. Но для этого надо выбрать достойного героя. Поэтому важно, чтобы о таких примерах, о людях, которые любят свою Родину, трудятся, защищают её, мы знали и пытались им подражать.
Далеко ходить не нужно. Знаете, с кого вам нужно брать пример? С родителей. Они показывают вам самый первый пример. Ну и, конечно, ваши учителя, потому что они полностью отдают свою жизнь, чтобы вас вырастить, воспитать и обучить. Это ведь настоящий подвиг, и его надо уважать. Ведь ваши учителя фактически жертвуют своей жизнью, как защитники Троице-Сергиева монастыря. Они хотят, чтобы вы выросли хорошими людьми, поэтому они все силы к этому прилагают.
Милосердие |
Способность к самопожертвованию |
И его призыв к единству был услышан. Русский народ всё-таки смог объединиться.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайд | Стихи |
18 | Народ опомнился и чувством |
19 | …Над ополченьем воеводой Быть должен истый патриот, Чтоб незапятнанным и честным Военачальником он был, Своим кто мужеством известен, И мудрым воином прослыл. Особо в Нижнем не искали Кандидатуры на сей пост И вскорь Пожарского призвали, Чтоб он поднялся во весь рост, И Божий дар свой полководца В великом деле проявил, И от воров и инородцев, Москву и Русь освободил! |
20 | А князь Пожарский обратиться Спешил к российским городам И призывал их единиться, Коль стала общею беда. Собрались с казаками вместе, И ринулися на врага, И Китай-город захватили, И, встав у самого Кремля, Сидельцам снова говорили, Что глупо ждать им короля: «Сдавайтесь нам, пока вы живы, Мы иноземцев не казним, А лишь изменникам служилым Сполна за подлость воздадим…» |
21 | Два ополчения, в десницах |
22 | С историей не спорят, Едино государство, Врага он побеждает, Во славу тех героев |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
Гражданское общество и российская государственность |
Первым откликается Нижний Новгород. На Соборной площади шумно. Новгородский староста Кузьма Минин призывает людей создать ополчение, объединиться и всем миром отвоевать у врагов, внешних и внутренних, Россию. Для военного управления народным ополчением Минин приглашает князя Пожарского.
Истоки народного единства и солидарности |
Все народы, которые считают Русь своей Родиной, стекаются под знамёна князя Пожарского и гражданина Минина. В рядах ополчения теперь и калмыки, и мари, и татары, и башкиры. Из Казани прибывает рать – 20 казанских князей и мурз со своими людьми. Чингисид Арслан приводит из Сибири отряд служивых татар и сибирских казаков.
Летом 1612 года в осаждённом Кремле начинается голод. На помощь польскому гарнизону движется войско гетмана Ходкевича. Ходкевич – опытный военачальник, его солдаты прекрасно вооружены и превосходно обучены. Тогда же земское ополчение Минина и Пожарского выступает к столице. Они хотят помешать планам поляков.
Вечером 21 августа гетман Ходкевич разбивает лагерь на Поклонной горе. Войско Пожарского располагается у Арбатских ворот. Между двух огней. В тылу у них польский гарнизон Кремля. На рассвете поляки нападают. Первое ополчение через Москву-реку лишь наблюдает за сражением. Уже 7 часов бьются русские мужики с прекрасно обученными солдатами Ходкевича возле Новодевичьего монастыря. Уже полки Пожарского начинают отступать. Ещё чуть-чуть, и победа Ходкевича будет неизбежна.
Донские казаки из первого ополчения уже давно рвутся в бой. Но приказа начать атаку нет. Наконец терпение казаков лопнуло. Через Крымский брод стремительная лава казаков обрушивается на поляков и гонит их прочь. Ходкевич бежит с поля сражения.
Роль веры и духовных традиций в формировании государства |
Полякам не удалось больше достигнуть в противостоянии серьёзных успехов, а 6 лет спустя последние войска польской шляхты и её союзников были выдворены с территории России.
Смутное время закончилось. На Земском соборе был избран царь Михаил Фёдорович Романов. Россия снова стала утверждаться как самое мощное государство Европы.
Князь Пожарский вступал в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и поклялся построить храм в честь победы над поляками. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память об этих событиях объявил 22 октября, или 4 ноября по новому стилю, государственным праздником – днём Казанской иконы Божией Матери.
В этот день отмечается объединение российского народа для освобождения от иноземного ига. Наши взгляды устремлены в будущее. Великое напоминание об ответственности за нашу прекрасную страну, которую для нас сохранили предки и которую мы обязаны сохранить для наших потомков.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
Чувство ответственности и долга перед Родиной |
Безусловно, тот, кто пожертвовал своей жизнью, своим имуществом, своим здоровьем, сделал это для спасения нашей Родины. Мы вспомнили об этом сегодня. Мы увидели, что этот праздник – День народного единства – был уже давно учреждён в Русском государстве царём Алексеем Михайловичем. Храм, который князь Пожарский построил, до сих пор стоит на Красной площади. Это храм Казанской иконы Божией Матери.
Этот государственно-церковный праздник мы отмечаем как день спасения нашего Отечества от иноземных захватчиков и вспоминаем, что ополчение шло на эту битву с Казанской иконой Божией Матери. Народ объединился вокруг Церкви, смог одолеть смуту в своём сознании, в своём сердце. Когда люди примирились друг с другом и когда они объединились, для них стало всё возможно.
Мы должны об этом помнить и хранить это единство, уважать и любить своих товарищей, все народы, которые проживают на территории нашей страны, и тогда мы с вами будем жить в счастливой, свободной и независимой стране.
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (4 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Майданик Наталья. День народного единства.
http://zanimatika.narod.ru/RF_4_noyabrya.htm
2. Палицын А. Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах. 2-е изд. М.: Синодальная типография, 1822. 328 с.
http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/250.htm
3. Пущинский Андрей. Царь самозванец Лжедмитрий I.
http://www.stihi.ru/2013/09/04/3859
4. Русин Валерий. Исторический роман в стихах «Борис Годунов». https://www.chitalnya.ru/users/kantemir/;
5. Русин Валерий. Исторический роман в стихах «Смута». https://www.chitalnya.ru/users/kantemir/;
6. Ушаков Илья. Осада Смоленска 1609–1612.
http://www.stihi.ru/2017/01/01/8227
7. Эдерхарт Александр. Стихи.
http://russianpoetry.ru/stihi/patriotizm/smutnoe-vremja.html;
8. Пискаревский летописец // Полное собрание русских летописей. Т. 34.
http://www.russiancity.ru/books/b61.htm
Использованные видеоматериалы:
1. Смута в России. ООО «БС»/BERG SOUND, 2014.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=T_RM90Xipjw
2. Конец Смутного времени. «Наше Кино»; ФГУП ГТК «Телеканал Россия», 2005.
https://www.youtube.com/watch?v=tDpp0bgS-kM
3. 4 ноября – День народного единства.
«Я – гражданин ТВ», 2013.
https://www.youtube.com/watch?v=Il4H38x8MFI&t=2s
4. Одолевший Смуту: 1 марта – память священномученика Ермогена, Патриарха Московского. Царьград ТВ, 2016.
https://www.youtube.com/watch?v=XNCEh29ZsNc&t=13s
Сценарий

Сценарий тематического урока «На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – директор СОШ №
1 часть. Истоки смуты
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
Проклятый бунташный Семнадцатый век,
|
5 |
Терпенье люда истощалось, Он не доволен был царем, И обвинял его огульно За все несчастия в стране, Народ стал недругом безумным С расстригой Гришкой во главе! А объявиться лишь у ляхов Угодно было стервецу И там открыться им без страха, Что он - царевич по отцу! Сам Грозный – царь его родитель, И он по праву, как и встарь, А не сегодняшний правитель, Законный русский государь …
|
3 |
Но в эти дни большой тревоги |
6 |
…Сгущались тучи грозовые Над полуночною Москвой, Когда посланцы верховые К заставе мчались городской, А миновав ее, по шляхту На юг мятежный понеслись, Где от злосчастного монарха Еще тем летом отреклись. Враги Бориса к Самозванцу Спешили с новостью благой: «…Господь забрал его, поганца, А Федор – вовсе никакой И чуждый многим, как родитель, И опостылевший их клан. В Москву войдешь, как победитель, Ты всем народом уже зван!»
|
4 |
И тут же бедствие случилось, Какого не было давно, И то, едва что уродилось, Померзло в августе зерно! Три года голода в России – Орды нашествию сродни, Так много жителей скосили Татары только лишь одни. И раны те, что излечились, Открылись и смердели вновь, Людские души замутились – Бесчестья не было конца, Как черная повсюду плесень, Людская злоба возросла … |
7 |
…Ворвались в Кремль и устремились, |
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть
Часть 2. Предательство. Смута. Безвластие
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
8 |
Лжедмитрий-первый, правил год Чрез год восшествия на трон, В девятый день набат случился. |
11 |
В открытом поле днем ненастным Меж польским станом и Москвой, Одобренный боярской властью, Свершился выбор роковой! В угоду польскому монарху Страна лишилась одним махом Царя исконно своего. В шатрах роскошных присягали И ведь взаправду полагали, Что станет жизнь людей ладней, Коль под опекою боярства На царстве будет Владислав, И православным государство Оставит, веру поменяв.
|
9 |
«Царю Василию Москвы не удержать! Несметной силою, безбрежной |
12 |
…Ярилась смута в государстве И порчу слала на людей, Всеобщим виделось бунтарство И становилось все сильней. Разорам диким и насилью, Убийствам не было конца, В крови несчастная Россия И нет в ней счета мертвецам. Упала нравственность повсюду И страсть к наживе возросла, И злобного, лихого люда В России стало без числа …
|
10 |
…Семибоярщиною назван |
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
Часть 3. Мужество и героизм. Патриарх Гермоген.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
13 |
Король поляков Сигизмунд Трещали башни города Смоленска,
|
16 |
И патриарх молитвы к Богу Не раз в церквах произнесет. Единственный из всех начальных И значимых людей страны, Не изменял своим он чаяньям Во время внутренней войны. И как никто перед тлетворным Влияньем смуты устоял, И покрывал он всех позором, Кто честь и совесть потерял. Он нравственное прямодушье До смерти самой сохранил, Святейший праведником сущим И пастырем народу был!
|
14 |
Стеною с башнями из камня Наш монастырь был обнесен. Поборник главный православья, Святыней русскою был он, Была угроза поруганья Святыни русской налицо И православное сознанье Взрастило истинных бойцов, С врагами бой вести готовых И за монарха своего И раку Сергия святого Гробницу вечную его. А потому была не в силах Измена верность одолеть.
|
17 |
Открыто стал уже к восстанью Святейший паству призывать, Ив города свои воззванья К единоверцам направлять. И Суздаль, и Ростов Великий, И Нижний Новгород, Рязань Наполнил своим гневным криком И единиться наказал, Чтоб собирались ополченья И шли к столице на врага, Имея своей целью главную, - Страну и веру отстоять, И из своих лишь православных Царя отныне избирать.
|
15 |
…Момент критический для царства И жуткий самый наступил – Боялись уже не бунтарства, А власти иноземных сил, И надругательства над верой И гнета злых еретиков, Уже все видели примеры Глумленья западных врагов. Существованию России, Как независимой страны, Конец ей положить грозили Затейщики лихой войны …
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
Часть 4. Минин и Пожарский. Единство народа.
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
18 |
Народ опомнился и чувством |
21 |
Два ополчения, в десницах
|
19 |
…Над ополченьем воеводой Быть должен истый патриот, Чтоб не запятнанным и честным Военачальником он был, Своим кто мужеством известен, И мудрым воином прослыл. Особо в Нижнем не искали Кандидатуры на сей пост, И вскорь Пожарского призвали, Чтоб он поднялся во весь рост И Божий дар свой полководца В великом деле проявил, И от воров и инородцев, Москву и Русь освободил!
|
22 |
С историей не спорят, Едино государство, Врага он побеждает, Во славу тех героев
|
20 |
А князь Пожарский обратиться Спешил к российским городам, И призывал их единиться, Коль стала общею беда. Собрались с казаками вместе И ринулися на врага, И Китай-город захватили, И став у самого Кремля, Сидельцам снова говорили, Что глупо ждать им короля: «Сдавайтесь нам, пока вы живы, Мы иноземцев не казним, А лишь изменникам служилым Сполна за подлость воздадим…»
|
|
На экране заставка – последний слайд (23) презентации Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
|
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Проклятый бунташный Семнадцатый век,
Меняющий вспять течение рек...
В огне черной Смуты, в плену у судьбы,
Где в памяти лишь мятежи и гробы,
Рождалась эпоха, страдала страна -
Над царством Московским кромешная тьма.
В пылу лихолетья стирается быль,
О Грозном Царе память втоптана в пыль,
Забыто величье, здесь правит разбой,
Поправший остатки сей мощи былой.