Сергий Радонежский
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Святой преподобный Сергий Радонежский –
игумен всея Руси»
Цель классного часа:
– дать представление о святости как об осознанном выборе жизненного пути человека, основанном на стремлении к служению ближнему, Отечеству и Богу, на примере житийного повествования о преподобном Сергии Радонежском.
Задачи классного часа:
– учебные: определить историческую роль и значение Русской православной церкви в становлении гражданского общества и российской государственности;
– воспитательные: раскрыть значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; способствовать формированию активной гражданской позиции, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– стремление к добрым делам; осознанное отношение к учёбе; почитание своих родителей; ценность семейной жизни; созидательный труд; приоритет духовного над материальным; милосердие, сострадание, взаимопомощь; знание истории и культуры своего народ; послушание; уважение к чувствам других людей; смирение и кротость; историческая роль православия в становлении государственности; сила духа; победа добра над злом; преемственность истории нашей Родины; патриотизм; сохранение духовных и культурных ценностей.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
Слайд |
1 |
Преподобный Сергий Радонежский, о котором мы с вами будем сегодня говорить, жил 700 лет назад. Казалось бы, далёкая старина, но в действительности преподобный живёт в наших сердцах и поныне. Он являет современному человеку такой пример благочестия и чистоты, что ему, несомненно, хочется подражать.
Появившись в судьбоносные для Руси годы, он оказал огромное влияние на становление государства Российского. Своим духовным авторитетом он мирил князей, создавал монастыри, собирал воедино земли русские. Почитал родителей, подчиняясь их воле. Трудился не покладая рук. Он оставил нам пример всепобеждающей силы духа, упования на Бога и победы над человеческими немощами и страстями. И несмотря на то что нас с преподобным Сергием Радонежским разделяют века, он по-прежнему в наших сердцах и молитвах.
Слайд |
2 |
700 лет назад Русь находилась под монголо-татарским игом. В небольшом селе Варницы, недалеко от города Ростова Великого, родился отрок Варфоломей.
Слайды |
3, 4 |
Стремление к добрым делам |
Слайд |
5 |
Старшего сына звали Стефан, младшего – Пётр, а среднего – Варфоломей. Дети помогали своим родителям убирать хлеб, косить, ухаживать за скотиной. Зимой, когда снежок уже ложился на землю, детей отдавали в школу. Отдали в школу и трёх братьев. Стефан с Петром быстро освоили грамоту. Помните, как вы пришли в 1-й класс и как учителя вас учили складывать буквы в слоги и потом читать? Так вот, у Стефана с Петром это быстро получилось, а Варфоломею грамота никак не давалась.
Конечно, родители очень расстраивались по этому поводу, но отец верил, что Господь не оставит его сына. И вот однажды он обратился к нему:
– Варфоломей, читай смелее,
В трусливом сердце нет венца.
Ты разгоняй сомненья.
Всё сможешь ты во имя Бога,
В радость для отца.
Слайд |
6 |
На сцене школьник сидит за столом и, водя пальцем по страницам раскрытой книги, пытается читать.
Варфоломей:
– Ох, эта буква вроде веди,
А эта буква, кажись, – глаголь.
Не помню, вместе как читать их,
Те закорючки, чёрточки, значки…
И мне гулять не хочется, познать бы
Основы грамоты Божественной красы.
Открыл бы мир я интересный в жизни.
О, сколько б интересного прочёл,
Но не даётся мне запомнить даже буквы,
Безграмотным не хочется расти.
Я Господу молиться буду,
Дабы открыл мне мудрости исток.
Слайд |
7 |
Варфоломей начинает молиться:
– Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Ведущий:
– Сколько ночей бессонных провёл отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока.
Слайд |
8 |
Выходит ученик, исполнитель роли Старца инока, в монашеском одеянии и, молитвенно опустив голову, останавливается на другой стороне сцены.
Ведущий:
– Долгими бессонными ночами отрок Варфоломей молился Господу, чтобы он помог ему. И вот однажды отец послал его в поле искать жеребят. Мальчик долго бродил по полям и вдруг на опушке леса увидел незнакомого старца.
Слайд |
9 |
Ученик, исполнитель роли Варфоломея, сначала подходит к краю сцены и всматривается в зал, как будто высматривая вдалеке жеребят, и так, двигаясь по сцене, подходит к Старцу иноку.
Старец инок:
– Что тебе надобно, чадо?
Варфоломей:
– Отче, отче, мне не даётся ученье,
Помолись о немощи этой моей!
Ведь без Господа не деется ничто –
Он услышит молитвы твои!
Я хотел бы читать Слово Божие
Так вот, как умеют это братья мои.
Старец инок:
– Сердце моё помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Молятся вместе:
– Цар́ю Неб́есный, Ут́ешителю, Д́уше ́истины, ́Иже везд́е сый и вся исполн́яяй, Сокр́́овище блаѓих и ж́изни Под́ателю, приид́и и всел́ися в ны, и оч́исти ны от вс́якия скв́ерны, и спас́и, Бл́аже, д́уши н́аша.
Слайд |
10 |
Старец инок (подняв руки к небу):
– Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твоё,
Вот мы молим Тебя, стар и млад!
Старец инок (указывая рукой на отрока):
– Отрока чистого сего, Боже, Ты веси –
Он Тебе от рождения посвящён,
Призри на него, ныне он думою невесел,
Немощью некоею удручён...
Ведущий:
– Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Старец инок (протягивая отроку руку с просфорой):
– От Бога тебе отрада –
Святыя просфора;
Отверзи уста, о, чадо,
Дар благодатный ясть.
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек – но дар велик
В сей частице – от Бога разум
К постиженью священных книг.
Слайд |
10 |
Старец инок собирается уходить. Варфоломей (тихо вслух, как будто про себя):
– Какой дивный старец,
Как-то в сердце моём тепло стало,
И радостно, и спокойно.
Удержать хоть на немного, упросить.
Протягивает руку к Старцу:
– Останься, батюшка, останься малость!
Зайти к нам, осчастливь отца,
Матушку, родных.
Не лиши их своего благословенья.
Старец инок:
– Ладно, будь по-твоему!
Веди меня к дому, сынок.
Уходят на другой край сцены к столу.
Слайд |
11 |
Ведущий:
– Что же произошло дальше? А дальше случилось настоящее чудо. Они пошли домой, где благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария с радостью встретили Старца и хотели пригласить его в трапезную, ведь по законам гостеприимства они должны были накормить странника. Но Старец сразу прошёл в молельную комнату. Там он взял книгу (Псалтырь) и предложил Варфоломею прочитать. Мальчик моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но Старец ласково и настойчиво сказал:
Слайд |
12 |
– Читай.
Варфоломей начинает читать первые стихи 50-го псалма.
Ведущий на фоне чтения Варфоломея:
Осознанное отношение к учебе |
Слайд |
13 |
Варфоломей и Старец инок уходят со сцены за кулисы.
Ведущий:
– Вы же прекрасно помните, как тяжело вам давалась в 1-м классе грамота. Вы уже сейчас в 3, 6, 10-м классе… а отрок Варфоломей никак не мог одолеть даже грамоту, которую изучают в 1-м классе. И вдруг в одночасье Господь наделил его умением читать. Конечно, с этого времени Варфоломей всегда хранил в сердце память о Господе, который дал ему этот дар.
Многих из вас Господь тоже наделил различными дарованиями: кто-то умеет рисовать, кто-то – красиво танцевать, кто-то блистает достижениями в спорте. Это как раз те дары, которые Господь даёт людям, каждому свой дар. От каждого человека зависит, насколько этот дар он сможет реализовать в своей жизни.
Слайды |
14, 15 |
Почитание своих родителей |
Вот какой важный урок получил Сергий ещё в отрочестве, относясь со смирением, уважением к своим родителям, почитая их в старости. Здесь мы видим, как в действительности проявляются любовь и уважение к родителям. Варфоломей не следует примеру своевольных детей века сего, из коих многие даже в обычных мирских делах не хотят покорить свою волю родителям, ни во что не ставят их нужды и желания. Нет, благоразумный юноша соглашается до времени томить себя неисполненным желанием, чтобы сохранить повиновение родителям и через это наследовать их благословение: так дорожил он этим родительским благословением!
Слайды |
16, 17 |
Ценности семейной жизни |
Но возвратимся к преподобному Сергию. Его родители незадолго до смерти ушли в монастырь и там мирно скончались. Тогда Варфоломей призвал своих братьев, и они вместе похоронили отца и мать.
Слайд |
18 |
Созидательный труд |
Слайд |
19 |
Жизнь была тяжелой. Темно, света нет, нет никаких удобств. Нужно было иметь очень большую силу духа, не бояться и полностью уповать на Бога. Стефан не выдержал трудностей и оставил Варфоломея, ушёл в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался в лесу один, стал обустраивать свою жизнь, собирал хворост, носил воду, ходил далеко на речку под гору. Молитва и труд – две составляющие, которые позволяют человеку преодолеть духовную пустыню. В труде он ограничивает своё тело, тогда оно не превалирует над духом. Труд оберегает человека от лени, безделья, уныния.
Слайд |
20 |
Приоритет духовного над материальным |
Слайд |
21 |
Это очень плохо, когда говорят: «У меня руки опустились, у меня ничего не получается». Помогают труд и упование на Бога. И преподобный нам показывает пример того, как достичь духовного роста. Это очень важный урок нам, современным людям, постоянно ищущим оправдания себе и своим не всегда благовидным желаниям и поступкам.
Слайд |
22 |
Однажды к преподобному пришёл медведь. У Варфоломея была краюха хлеба. Он сначала положил хлеб на пенёк. Медведь подошёл, понюхал, съел, а потом подошёл к преподобному. Тот достал вторую половину хлеба и отдал мишке. Тот съел, ушёл в лес, а через некоторое время опять пришёл, но уже в гости к преподобному.
Милосердие и сострадание |
Мы с вами должны помнить об этом. Если мы к людям относимся с добрым сердцем, с чистой душой, то люди с такой же открытой душой обращаются и к нам.
Слайд |
23 |
Ну а что же дальше? Молва об отшельнике стала распространяться по всей округе. Люди начали интересоваться: как же так? Человек ушёл в лес и не пропал. Человек ушёл и живёт среди диких зверей, и они его не трогают. Конечно, люди интересовались жизнью преподобного и стали его навещать.
Через некоторое время собралось несколько подвижников. Символично, что их было тоже 12, как и апостолов у Господа нашего Иисуса Христа. Каждый построил себе небольшую келью, и вместе они начали молиться Богу. Через некоторое время люди стали всё чаще и чаще посещать преподобного, и так возник монастырь. Избушки обнесли изгородью, поставили большую церковь.
Слайды |
24, 25 |
Знание истории и культуры своего народа |
Слайд |
26 |
Преподобный Сергий ко всем относился с уважением, с почтением, не стремясь главенствовать. Он всегда говорил: «Лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь Суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет».
Послушание |
Власть – это не инструмент наживы и личного обогащения, а большая ответственность не только перед людьми, но в первую очередь перед Богом. Если такое понимание власти будет усвоено нашими современниками, независимо от того, работают они в коммерческих структурах или органах власти, то это удержит их от каких-то неблаговидных поступков, и многие болезни нашего общества, как, например, коррупция, будут наконец-то преодолены.
Слайды |
27, 28 |
Уважение к чувствам других людей |
Монахи, вразумлённые таким поступком своего игумена, всё поняли без слов и осознали глубину своего падения и высоту духовного подвига своего наставника.
Смирение и кротость |
Преподобный Сергий мог воспользоваться своей властью, но дал возможность людям самостоятельно рассудить между собой и принять правильное решение. Это тоже очень показательный урок многим нашим современникам.
Слайд |
29 |
Однажды, молясь, преподобный услышал шум за окном своей кельи. Вышел и увидел чудесных райских птиц и услышал голос о том, что по его молитвам число учеников его будет расти, а обитель, о которой он молится, процветать и находиться под Божиим благословением. И действительно, мы знаем, что преподобный воспитал очень много учеников, которые по его благословению расходились по земле и образовывали новые монастыри. Там они продолжали монашескую традицию, которую приняли от своего учителя.
Историческая роль православия в становлении государственности |
Слайд |
30 |
Почему создание монастырей было так важно для государства? Монастыри освобождались от податей монголо-татарских баскаков, им отходили земли, крестьянские хозяйства. Тем самым формировался потенциал для просветительской работы. Монастыри создавали школы, выпускали книги, занимались подвижничеством. Они становились очагами духовного роста, что важно и в наше время. Возрождение православной традиции, собирание людей в общины при храмах, монастырях даёт возможность духовного просвещения.
Слайд |
31 |
Князья, правившие на Руси, признавали главенство духа, молитвы, благословения. К преподобному ходил Дмитрий Донской за советом и благословением перед Куликовской битвой. Войско князя было меньше, чем у Мамая, об этом говорят все историки, и Дмитрий Донской сомневался, стоит ли выступать, как найти в себе силы.
Слайд |
32 |
Преподобный Сергий благословил его на правое дело, нацеленное на освобождение русского народа от угнетения монголо-татарами. И в подтверждение того, что сила духа победит, дал ему иноков-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Раньше они были боярами, воинами, потом приняли монашеский постриг.
Слайд |
33 |
Сила духа |
Но в то же время, если вы присмотритесь, рядом бежит маленький ёжик. Те, у кого из вас есть домашние животные, знают, каких людей они любят. Правильно! Добрых, которые о них заботятся, которые их не обидят. И животные в таких людях находят защиту. Художник здесь изобразил, что даже такой маленький лесной житель, как ёжик, не боится такого грозного воина, потому что у того добрая душа. Он вышел на эту битву не ради зла, а чтобы защитить свой народ.
Слайд |
34 |
Из истории мы знаем, что Пересвет сошёлся в поединке с опытным воином Челубеем, который был весь в железных доспехах. У него было большое длинное копьё, и все знали, что его победить невозможно.
Победа добра над злом |
Слайды |
35, 36 |
А что же преподобный? Во время битвы он вместе с братией горячо молился Пресвятой Богородице, заступнице России перед Господом, о том, чтобы Господь даровал русскому воинству победу.
Слайды |
37, 38 |
Преемственность истории нашей Родины |
Слайд |
39 |
Очень много чудес связано с жизнью преподобного. Одно такое чудо произошло, например, когда святой воскресил мальчика. Он пошёл помолиться в одну деревню по просьбе простого крестьянина, у которого болел сын, но к тому времени мальчик уже умер. Крестьянин, встретив преподобного, рассказал ему об этом и попросил его прочитать молитвы на исход души. Сергий начал горячо молиться, пока отец хлопотал о гробике для малыша. А по возвращении застал преподобного молящимся вместе с мальчиком. Сергий по смирению своему не стал говорить, что это сделал он. Он просто сказал, что мальчик крепко спал. Но народная молва донесла весть об этом чуде до нашего времени.
Слайд |
40 |
Милосердие и взаимопомощь |
Слайд |
41 |
В конце жизни по молитве преподобного, по подвигам, которые он совершал, ему явилась Царица Небесная Дева Мария. Вместе с ним свидетелем этого необыкновенного явления был и его келейник Михей. Преподобный увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.
Слайды |
42, 43 |
А что же обитель? Теперь мы её знаем как Троице-Сергиеву лавру. Она расположена недалеко от Москвы. Там находятся мощи преподобного Сергия. Вы всегда можете приехать, поклониться, помолиться, высказать те просьбы, которые вы хотите, чтобы Господь услышал по молитве преподобного.
Патриотизм |
Когда вы будете на экскурсии в лавре, вам покажут, что сохранилась даже дубовая дверь, сквозь которую в собор влетело ядро. Оно попало в икону Николая Чудотворца. На ней осталась отметина. Это место специально не реставрируют, чтобы мы с вами могли увидеть, что даже в храм залетали ядра, но защитники не дрогнули.
Слайд |
44 |
Сохранение духовных и культурных ценностей |
Слайды |
45,46,47 |
Вы видите серебряную раку с мощами. В грозные революционные времена мощи преподобного были вынесены из монастыря. Но благодаря подвигу музейных работников они были сохранены и в настоящее время возвращены в лавру. Рака с мощами находится в Троицком храме, построенном на месте той, первой часовни, с которой начиналась обитель.
Слайды |
48, 49 |
Лавра сейчас являет собой красивый, спокойный, тихий уголок, особенно летом, когда зелено. Вы можете всегда приехать вместе с родителями, с друзьями. Туда ходят электрички и автобусы.
Слайд |
50 |
Вот такая замечательная история. Те жизненные уроки, которые преподобный Сергий оставил, важны и для нас с вами. Нужно всегда проявлять терпение, к людям относиться с радостью, всем оказывать помощь, и тогда Господь не оставит нас, и мы будем достойными преемниками и учениками преподобного Сергия Радонежского.
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского.
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-sergija-radonezhskogo/
2. Житие Сергея Радонежского в пересказе Бориса Зайцева. 2012.
https://www.pravmir.ru/zhitie-sergiya-radonezhskogo-v-pereskaze-borisa-zajceva/
3. Игумен земли Русской. Похвала преподобному Сергию. 1996.
https://religion.wikireading.ru/95080
Сценарий
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Воспитание детей на примерах подвижничества святых.
Урок-праздник для детей младшего и среднего школьного возраста и их родителей.
Цель:воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
Урок-праздник требует предварительной подготовки.
Учитель:
Дети, сегодня у нас необычный урок – урок-праздник, посвященный памяти Преподобного Сергия Радонежского. В этом году исполняется 700 лет со дня рождения прп. Сергия Радонежского. У нас в гостях настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь. Это новый храм который строится не далеко от нас на улице Лобачевского в парке. Отец Игорь расскажет вам о самых интересных моментах жизни преподобного Сергия Радонежского.
Ведущий:
Сергий Радонежский родился в Варницах. Это под Ростовом Великим недалеко от Ярославля. Кто из вас был там? Его родители были благочестивыми людьми. Благочестивыми называли тех кто соблюдал правила церковной жизни, соблюдал закон Божий. А как вы думаете зачем надо соблюдать любой закон, правила?
Звучит тихая мелодия. На большом экране появляются кадры презентации.
Ведущий:
В верстах четырех – пяти от славного Ростова Великого, близ Варницкого монастыря, более шестисот лет тому назад находилось маленькое селение, название которого не сохранилось. Это селение – родина великого светильника и угодника Божия Преподобного отца Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Родился Преподобный Сергий приблизительно в 1314 году.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном.
Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко. А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось – аз, буки, земли, веди...
Ведущий:
Варфоломей читай смелее,
В трусливом сердце нет венца.
Ты разгоняй сомненья
Все сможешь ты во имя Бога, в радость для отца.
Варфоломей:
Ох, эта буква вроде - веди,
А эта буква кажись – глаголь.
Не помню вместе как читать их,
Те закорючки, черточки, значки…
И мне гулять не хочется, познать бы
Основы грамоты Божественной красы.
Открыл бы мир я интересный в жизни.
О сколько б интересного прочел,
Но не дается мне запомнить даже буквы,
Без грамотным не хочется расти.
Я Господу молиться буду, да бы открыл мне мудрости исток.
Варфоломей начинает молиться:
Отче наш, Иже еси́на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя, я́ко на небеси́и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго
Ведущий:
Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока.
Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и, молитвенно опустив голову, останавливается под деревом.
Ведущий:
Однажды послал отец Варфоломея в поле искать пропавших жеребят. Когда искал Варфоломей жеребят, увидел незнакомого ему старца-схимника.
Ученик, исполнитель роли Варфоломея сначала походит к краю сцены и всматривается в зал, как будто высматривая в далеке жеребят, потом подходит к Старцу.
Старец-инок:
Что тебе надобно, чадо?
Варфоломей:
Отче, отче, мне не дается ученье,
Помолись о немощи этой моей!
Ведь без Господа не деется ничто —
Он услышит молитвы твои!
Я хотел бы читать Слово Божие
Так вот, как умеют это братья мои.
Старец-инок:
Сердце мое помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Молятся вместе:
Цар́ю Неб́есный, Ут́ешителю, Д́уше ́истины, ́иже везд́е сый и вся исполн́яяй, Сокр́́овище блаѓих и ж́изни Под́ателю, приид́и и всел́ися в ны, и оч́исти ны от вс́якия скв́ерны, и спас́и, Бл́аже, д́уши н́аша.
Старец-инок подняв руки к небу:
Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твое,
Вот мы молим Тебя, стар и млад!
Старец-инок указывая рукой на отрока:
Отрока чистого сего, Боже, Ты веси –
Он Тебе от рождения посвящен,
Призри на него, ныне он думою невесел,
Немощью некоею удручен...
Ведущий:
Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Старец-инок протягивая отроку руку с просфорой:
От Бога тебе отрада –
Святыя просфора;
Отверзи уста, о, чадо,
Дар благодатный ясть.
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек – но дар велик
В сей частице – от Бога разум
К постиженью священных книг.
Старец-инок собирается уходить. Варфоломей тихо вслух как будто про себя:
Какой дивный старец,
Как то в сердце моем тепло стало,
И радостно, и спокойно.
Удержать хоть на немного, упросить.
Протягивает руку к старцу:
Останься, батюшка, останься малость!
Зайти к нам, осчастливь отца,
Матушку, родных.
Не лиши их своего благословенья.
Старец-инок.
Ладно, будь по-твоему!
Веди меня к дому, сынок.
Уходят на другой край сцены
Ведущий.
Что же произошло дальше? А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария, его братья.
Но прежде чем сесть за стол, они прошли в молельный покой, и старец-инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать.
Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал:
Старец-инок:
Читай
Варфоломей начинает читать первые стихи 50 псалма
Ведущий на фоне чтения Варфоломея:
И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея.
Варфоломей и старец-инок уходят со сцены за кулисы.
Ведущий:
Да. Таков, ребята, Промысл Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого.
Далее Ведущий рассказывает о житии Сергия Радонежского на фоне сменяющихся слайдов презентации на большом экране.
Стихи
Воспитание детей на примерах подвижничества святых.
Урок-праздник для детей младшего и среднего школьного возраста и их родителей. Цель:воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое. Урок-праздник требует предварительной подготовки.