Александр Невский
Сценарий
тематического классного часапо духовно-нравственному воспитанию:
«Святой благоверный князь Александр Невский –
государь, дипломат, воин»
Цель классного часа:
– сформировать образ национального героя на основе жизнеописания святого благоверного князя Александра Невского, сочетающий в себе высокий уровень духовно-нравственного развития личности и пример служения своему народу и Отечеству.
Задачи классного часа:
– учебные: раскрыть представление о важности сохранения семейных ценностей, необходимости приобретения навыков получения занятий и самообразования для формирования полноценной успешной личности;
– воспитательные: способствовать пониманию личной ответственности каждого человека за судьбу своей семьи и Отечества на основании нравственного выбора между добром и злом, а также показать значение православной веры в формировании российской государственности;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– семейные ценности – моя родословная; образование и самообразование – основа жизненного успеха человека; формирование целостного мировоззрения; способность применять полученные знания на практике; взросление – осознание своей ответственности перед семьёй, обществом и Отечеством; приоритет духовного над материальным; патриотизм; формирование представления о роли православия в становлении российской государственности; смирение и умение вести диалог – основа взаимопонимания и мирного сосуществования; самопожертвование – любовь к ближнему и Родине; осмысление роли веры и религии в жизни человека и общества; святость.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Главная ценность человека на земле – семья, потому что именно в семье человек рождается, переживает свои первые чувства и эмоции: радость, любовь, огорчение. В семье он познаёт, что такое любовь. Именно в семье начинается жизненный путь человека, каждого из нас.
Сегодня мы с вами узнаем, как начинался жизненный путь нашего героя, маленького мальчика, которого родители назвали Александром.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
2 | Своих героев выбирает время, идущего притягивает цель. Родиться князем – ставить ногу в стремя – оберегать покой своих земель! |
3 | К тому придёт немеркнущая слава, кто будет жить, от бед не хоронясь, как Невский Александр, сын Ярослава, отважный юный новгородский князь. |
4 | Природа-мать его не обделила: красивый облик, голос, «как труба», высокий рост, недюжинная сила и как венец – жестокая судьба! |
5 | Святая Русь терпела лихолетье, давясь под басурманскою петлёй; Восток её хлестнул монгольской плетью, а Запад жал тевтонскою бронёй. |
6 | И не нашлось в жестокую годину у всей земли ни братьев, ни друзей, и тяжкой ношей на холопью спину ещё легла усобица князей. |
7 | Посеешь, убивая и калеча, – пожнёшь позора горькие плоды, и стала «злая» липицкая сеча апофеозом распри и вражды. |
8 | И Александр, мужавший в эти сроки, под гнётом испытаний не поник; он поражений горькие уроки усвоил не из летописных книг. |
9 | Ему не нужно было быть провидцем, чтоб ощутить истоки всех угроз – он видел, как на западной границе Ливонский орден чёрной тучей рос. |
10 | Тевтонцы с меченосцами сдружились, – в истории настал такой виток, – два ордена в союз объединились для скорого похода на восток. |
11 | Подставив под удар монгольской сабли и воинов, и всех простых людей, разрозненные княжества ослабли и навлекли непрошеных гостей. |
Семейные ценности – моя родословная |
Александр родился в семье суздальского князя Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо, внука Юрия Долгорукого, правнука Владимира Мономаха.
Его мать Феодосия была дочерью Мстислава Удалого – князя, боровшегося за новгородский стол со своим зятем.
Александра, как и других княжичей, обучали ратному делу и грамоте, языкам и истории. Они знали наизусть Псалтирь и Библию, читали в подлиннике греческих авторов, имели представление о торговых и договорных отношениях.
Образование и самообразование – основа жизненного успеха человека |
Не меньше ратных навыков русская аристократия ценила владение грамотой. Княжеского сына учили писать на можжевеловой дощечке, залитой воском, знакомили с летописями, в том числе о подвигах тёзки – Александра Македонского. И сердце княжича замирало. Он тоже Александр, и его, возможно, ждут подвиги.
Когда Александру исполнилось 7 лет, а его старшему брату Фёдору – 9, отец решил, что уже пора княжить. Братьев оставили управлять в Новгороде самостоятельно. Ничего удивительного: Ярослав сам в таком же возрасте стал князем Переяславля-Залесского.
Спокойный Переяславль с шумным Новгородом, конечно, не сравнить. Но тут рядом дядьки, Фёдор да Яким. «Теперь они с вами будут здесь, а я уезжаю».
Татьяна Черникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО:
– Княжеское воспитание – это, конечно, совершенно отдельное воспитание, которое велось начиная с четырёх-пяти лет. Был обряд пострига. Впервые отрезали волосы, отец дарил коня и детское оружие. С этого момента человек считался мужчиной, переходил на мужскую половину дома. К нему обязательно приставляли боярина-воспитателя, который до совершеннолетия всё время находился с князем и следил за его успехами.
Епископ Антоний не раз привечал у себя маленьких сыновей Ярослава. Здесь они чувствовали себя спокойно, как дома. Немой старец был необыкновенно добр, а его большие руки выдавали могучую силу. Немало повидал он до пострижения в монахи, когда был мирянином и звали его Добрыня Ядрейкович.
Помощники Антония читали детям «Хождение в Царьград» – его собственные воспоминания о Константинополе до и после захвата города крестоносцами в 1204 году.
Фёдор и Александр внимательно слушали. Воображение живо рисовало картины разрушения богатейшего города, разграбления его храмов, гибели его жителей. Младший, Александр, морщил лоб и отворачивался. Не хотел дать волю подступавшим слезам.
Тут Антоний, который изъяснялся знаками, подозвал своих помощников и указал на место в тексте. В поход рыцарей благословил папа Иннокентий IV.
Формирование целостного мировоззрения |
Дети запомнили: крестоносцы – враги. Папа римский, их предводитель, – главный враг. Вот она – католическая вера.
Прошло немного времени, и отец сказал Александру: «Воин всегда должен побеждать. Собирайся в поход».
Первый поход Александра на немецких рыцарей. Шли освобождать захваченный крестоносцами Юрьев. Повзрослевший княжич учился воевать, впервые ощутил пьянящий вкус победы.
Способность применять полученные знания на практике |
Во время битвы на реке рыцарей загнали на лёд. И тут лёд треснул, обломился. И потонуло их много, а иные бежали в Дерпт.
Использовать для поражения противника не только собственные силы, но и силы природы – он воочию убедился, как это важно.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Богатство человека формируется с детства. Это то богатство, которое человек несёт с собой через всю жизнь: знания, опыт, умения, те отношения, которые человек впитывает, формируясь как личность.
Именно это происходило с каждым русским князем, в том числе и с Александром, которого потомки наименовали Невским. В маленького, ещё ничего не умеющего человека вкладывали все те знания, которые впитал в себя народ. Именно поэтому мы видим, как, взрослея, князья готовы были взять на себя самое главное – ответственность.
Мы с вами растём, становимся старше. Но когда мы взрослеем? Когда нам исполняется 18 лет? 21 год? Нет, только тогда, когда понимаем, что такое ответственность.
А когда мы начинаем это понимать? У кого есть младшие братья, сёстры? Вы берёте на себя ответственность, когда мама вам их поручает? Да, конечно. У кого есть домашние животные? Вы берёте на себя ответственность или мама с папой гуляют с вашей собакой? Конечно, берёте, потому что она от вас зависит.
Но ответственность на этом не заканчивается. Она возникает именно тогда, когда человек понимает, что своим трудом он может обеспечить свою семью.
А самая большая ответственность появляется у человека, когда он готов отвечать за других людей, встать на защиту своей Родины. Именно в этот момент он может с уверенностью сказать: «Я стал взрослым, я стал ответственным гражданином своей страны».
Князь Александр вместе со старшим братом Фёдором были в достаточно раннем возрасте – одному было семь, другому девять, – когда отец отправил их в Новгород, чтобы они учились управлять этим непростым городом, который славился своими демократическими традициями: там, в частности, князя выбирало вече. Именно в Новгороде сформировалась личность Александра, его любовь к народу. А народ то призывал князя на служение, то прогонял его. Но князь продолжал любить свой народ.
Взросление – осознание своей ответственности перед семьёй, обществом, Отечеством |
Сейчас мы узнаем, что говорит летопись о том времени, когда Александр ещё не достиг совершеннолетия, а уже должен был отвечать за свою страну.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
12 | Почувствовав беспомощность соседа, ливонцы подготовили бросок, но тут же их опередили шведы, чтоб отхватить свой лакомый кусок, |
13 | надеясь Русь взять голыми руками. И как-то летом по Неве пошли нагруженные шведскими войсками тяжёлые морские корабли. |
14 | А в Новгороде начались раздоры, никто не знал, что делать до поры. Толпа шумела, спорила на вече, сдаваться предлагали крикуны, |
15 | но юный Александр взвалил на плечи ответственность за боль своей страны. Он знал, как поступал великий прадед... И, глядя в очи воинам своим, сказал им князь: «Не в силе Бог, а в правде!» |
И многие тогда пошли за ним. Он знал, чему подобно промедленье, и понимал, что некогда собрать со всех земель большое ополченье. Князь вывел наспех собранную рать. | |
16 | Князь Александр не дорожил собою, не прятался от битвы в стороне; в горниле схватки, в самом пекле боя он возвышался на своём коне. |
17 | И ярла по плюмажу и по латам узнав, он зычно крикнул: «Биргер – мой!» – и, прорубая путь своим булатом, к противнику пробился по прямой. |
18 | А Биргер был не робкого десятка, хоть и носил одежды из парчи; и завязалась между ними схватка, и зазвенели верные мечи. |
19 | За поединком, как за важным делом для каждой стороны, следили все. Князь Александр был воином умелым и показал себя во всей красе. |
20 | Орава шведов что-то там орала, и ярл, озлобившись, рубил сплеча; но князь его прицельно в щель забрала сумел ужалить остриём меча, |
и тем закончил схватку он с успехом. И Биргер еле усидел в седле, бежали струйки крови по доспехам, двуручный меч валялся на земле. | |
21 | И раненого шведы подхватили, из боя на руках его несли, затем на уцелевший шнек грузили; и в спешке отходили корабли. |
22 | И очень мало шведов уцелело из тех, кто здесь ступил на русский брег, а князь построил битву так умело, что потерял лишь двадцать человек. |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
Июль 1240 года. Князю Александру 19 лет. Он ведёт свою малочисленную дружину на битву с армией шведов и ещё не знает, что скоро ему предстоит стать легендой.
Шведское войско входит в Неву, планируя овладеть Ладогой. Во главе похода несколько епископов. Это самое начало крестовых походов.
Крестоносцы считают православных варварами и планируют не только захватить и разграбить земли, но и полностью изменить мировоззрение русских.
Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Этот поход был началом крестового похода. Шведы в этом случае выполняли функцию вооружённых просветителей русских варваров, которых нужно было приобщить к святому Римскому престолу. Это было главной задачей этого похода.
На Новгород из Швеции отправилась сотня шнеков – одномачтовых судов (по 15–20 вёсел на борту). Каждый шнек способен перевозить 80 человек или, например, 50 воинов и 10 лошадей. Таким образом, шведское войско насчитывало не меньше 5 тысяч воинов, но, возможно, и больше.
Алексей Шишов, военный историк, писатель:
– По тем временам пятитысячное войско для Европы было огромной армией. Мы знаем о том, что короли Англии и Франции, герцоги Германии имели армии по 1–3 тысячи человек. Это считалось войском, которое способно покорить огромные земли.
Рано утром к князю Александру является староста Ижорской земли по имени Пелгусий и рассказывает, как отправился ночью в дозор к месту впадения Ижоры в Неву, задремал и увидел странный сон.
Татьяна Черникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО:
– По небу плывёт ладья. Гребцов не видно. На носу ладьи стоят два князя в богатых одеяниях и громовыми голосами беседуют друг с другом. И вот один князь другому говорит: «Ну что, брат Борис, поможем сроднику нашему Александру?» Второй отвечает: «Да, брат Глеб, поможем».
Проснувшись, Пелгусий обнаружил: Неву заполонил вражеский флот. И понял: предстоит сражение, в котором рассчитывать придётся лишь на небесных покровителей.
Приоритет духовного над материальным |
Александр Ярославич принимает единственно правильное решение: необходим стремительный удар по противнику, пока он не укрепился. Он идёт с очень небольшим войском. Это были в основном его двор, его дружина и небольшие отряды ополченцев.
Князь приводит войска к берегу, прячет их за лесистыми холмами и, внимательно рассмотрев расположение шведских войск, приказывает ждать утра.
Алексей Шишов, военный историк, писатель:
– Александр провёл разведку, то, что сейчас называется рекогносцировкой. Лично убедился в наличии вражеского лагеря, смог определить, где стоят шнеки, то есть где находится основная часть людей, где пасутся кони. Он разделил своё войско на три части.
Первая часть пошла берегом Ижоры с задачей пробиться к центру шведского лагеря. Конная рать под командованием самого Александра должна была напасть на шатровый городок. Новгородская пехота была отправлена вдоль берега Невы, чтобы отбить как можно больше судов. Отряд лучников остался в засаде, чтобы преградить путь врагам, которые попытаются сбежать.
Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество. Наполнили два корабля телами мужей и пустили впереди себя по морю».
Первая самостоятельная битва и первая победа. Да ещё какая! Короткая, яростная, решительная. Александр проявил незаурядный талант полководца. Никто не скажет теперь, что молодой князь зря подати собирает. Так он получил прозвище Невский. Всё реже его звали именем отца – Ярославич, всё чаще своим – Александр Невский.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Вот такая необычная судьба, такое необычное начало жизни, когда фактически один человек взял на себя ответственность за судьбу не только Новгорода, но и всей Северо-Западной Руси.
Что же должен был чувствовать князь, который видел, что купцы новгородские не спешат формировать ополчение? Что он должен был ощущать, когда понял, что они настроены пойти на переговоры: может, сдать город, может, откупиться… Конечно, он знал, что этого делать нельзя, но спорить с крикунами, доказывать что-то было, наверное, бессмысленно.
Князь Александр принял действительно верное решение. Самое главное, в этом решении утверждается, что нужно поступать по правде Божией. А правда Божия заключалась в том, что надо было сохранить и защитить свой народ, отстоять православную веру. На стороне этой Божией правды и решил выступить князь Александр: если это действительно правда, то тогда Господь поможет.
Это придало ему уверенность в правильности принятого решения. Самое главное, что он смог это чувство передать своей дружине. Тут ему пригодились все те навыки, которым его обучали дядьки, давая подзатыльники, заставляя учиться, овладевать мастерством. И физическая подготовка тоже нужна была, безусловно. Всё это пригодилось сразу, в один момент. А если бы этого не было, если бы были просто развлечения, лежание на боку, смог ли бы он организовать это? Вряд ли.
Образование и самообразование — основа жизненного успеха человека |
Это будут не юношеская удаль и не бахвальство: ну смогу, и всё. Основанием станет опыт и знания, которые будут, я надеюсь, у каждого из вас.
А что же наш герой? Он мог бы возгордиться. Он совершил неслыханное: разбил наголову шведских воинов, которые до этого прошли Палестину… Но Александр остался тем же, кем был; он понимал, что это не только его заслуга.
Когда на следующий день после того, как на берегу Невы князь разгромил врага, он с дружиной переправился на другой берег, где тоже был разбит шведский лагерь, то увидел, что неприятель, который там был, уничтожен. Это было чудо, милость Божия, когда святые князья Борис и Глеб поспешили на помощь своему родичу. Она проявилась вот как: ангелы небесные поразили шведов, обеспечив победу малой дружине, которая с именем Божиим шла на врага.
Но этим все не закончилось. Противником были извлечены уроки. Собралась ещё более грозная сила: объединились уже ордена крестоносцев и хотели напасть на Русь. А почему? Потому что в это время вся Южная Русь, вся Северо-Восточная Русь лежали в руинах: монголо-татарские полчища прошли огнём и мечом по Руси. Многие города были разрушены. Помощи ждать было неоткуда.
И вот тогда наступил очень важный момент в жизни нашего героя. Что нам об этом говорят летописи?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
23 | Князь Александр врагу готовил встречу на Чудском озере, на тонком льду... Ливонцы наступали мощным клином, а говоря по-нашему – «свиньёй»; |
24 | и Александр придумал план дружинам, чтоб ордену служили западнёй: края тупого рыцарского клина с боков сжимают пешие полки, |
25 | удар же принимает середина – дружина и простые мужики. И это всё имело подоплёку – коль рыцари увязнут, будет толк... |
26 | И здесь же, за леском неподалёку, возглавил Александр засадный полк. Он воевод готовил сам к сраженью, он вдохновил и так настроил рать, чтоб потакала рыцарскому рвенью и не мешала им атаковать. |
27 | А за Вороньим камнем, в отдаленье, поняв, что в западне голодный волк, ждал Александр удобного мгновенья, чтоб повести вперёд засадный полк. |
28 | Он выжидал, покуда можно было, и наконец приказ был войску дан – на рыцарей его дружина с тыла напала – и захлопнулся капкан! |
29 | Не изменил ему военный гений – впервые к бою спешенная рать во всей большой истории сражений сумела крепко конницу сковать! |
Петля давила, всадников сжимая, до щели шлема сузился их мир; они рубились, скорбно понимая, что это всё – не рыцарский турнир. | |
30 | Ливонцы стали рваться из капкана, пошли они в прорыв, остервенясь. Настал черёд финальной части плана, который перед тем придумал князь. |
Он сделал вид, что уступил прорыву. Остатки грозной рыцарской «свиньи» погнали точно к самому размыву, к окну большой весенней полыньи. | |
31 | Пытаясь оторваться от погони, они не тормозили на краю... И ржали обезумевшие кони, и рыцари валились в полынью, |
и там нашли бесславную кончину. Доспехи утянули их на дно, и вновь свою святую Палестину увидеть было им не суждено... | |
32 | И это был уже конец сраженья. Закончили ливонцы свой поход. Для своего надменного вторженья они избрали неудачный год. |
Но дело не в счастливой цифре года – их кругозор был, как у шлема щель; для своего крестового похода они себе не ту избрали цель. | |
Хотели нашу землю «взять руками», но не было у них своих Кассандр – не знали, что найдёт коса на камень, а имя камню будет – Александр! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
В 1241 году новгородцы призвали прославленного победителя вернуться. Вольному городу вновь угрожала опасность. На этот раз от немецких рыцарей.
1242 год. Русские купцы, прибывающие из Ревеля (ныне – Таллин), сообщают князю Александру Невскому о невероятных силах, которые готовятся к вторжению. Псков, Изборск, Тесово, Новгород – эти города влекут рыцарей, как магнит. Здесь изобильные купеческие ряды, множество ремесленников, которых можно продать в рабство, леса, богатые пушниной, и реки, кишащие рыбой.
Невский понимает: Руси нужна единая власть, которая даст людям защиту от внутренних усобиц и иноземных врагов. Князь призывает под свои знамёна большие силы: собственную дружину конников и тяжело вооружённых пехотинцев, новгородское ополчение во главе с тысяцким воеводой и владимиро-суздальские полки, присланные отцом. Всего до 10 тысяч воинов.
Битва на Чудском озере войдёт в историю как Ледовое побоище и даже в официозных немецких хрониках, склонных приукрашивать деяния Ливонского ордена, будет записана как безоговорочное поражение рыцарей.
Как же удалось двадцатилетнему русскому полководцу сломить немецкую военную машину? Князя с детства учили: в центре ставь сильное войско, а по бокам – послабее. Но Невский всё делает наоборот.
Он ставит в центр не профессиональных ратников из дружины, а необученных ополченцев, которых немцы легко пройдут. Зато дальше рыцарей ждут сюрпризы. Свои войска Александр выстраивает перед обрывистым берегом. Первыми стоят самые слабые, но многочисленные ополченцы из Владимира. За ними на обрыве расставлены телеги, которые Александр приказывает сковать цепями. По бокам, на флангах, – тяжело вооружённые новгородские полки, самые сильные и профессиональные воины. А за скалой, выходящей из воды (потом её назовут Вороньим камнем), Александр спрятал засадный полк. Спустя годы эту расстановку сил признают одним из самых гениальных тактических решений в истории мировых войн.
Итак, 5 апреля 1242 года до главного сражения остаются считаные минуты.
Алексей Шишов, военный историк, писатель:
– Рыцари построились строем «клин». Об этом на Руси знали хорошо. Клин был не острый, тупой. Впереди были 3–5 наиболее подготовленных воинов. Затем было наращивание по человеку справа и слева. Таким образом получалась тупая «свинья», как её на Руси называли. Внутри шли пешие воины, так называемые кнехты. Это были ополченцы епископов, рыцарей из местного населения, как правило. Стояли они в центре. Чтобы с началом битвы они не разбегались, с четырёх сторон их охватывали конные рыцари.
Задумка Александра срабатывает. Клин оказывается зажатым в тиски между баррикадой из телег и двумя полками хорошо вооружённой новгородской дружины. Из-за Вороньего камня, с тыла, на немцев обрушивается конница. Рыцари бросаются врассыпную. И тут в бой вступает последний союзник русских войск – родная природа.
Татьяна Черникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО:
– Это знаменитый треснувший лёд, который утащил на дно тяжёлых крестоносцев. У некоторых из них только доспехи весили от 50 до 70 килограммов. Плюс представьте себе, столько и на лошади висит. Рыцаря поднимали на коня либо оруженосцы, либо специальная лебёдка. Упав с коня, он был абсолютно неподвижен и беспомощен. В итоге, когда лёд треснул и уже атаковала княжеская дружина, рыцари предпочли спасаться отступлением, бегством. Их гнали до противоположного берега.
Имя Александра Невского стало легендой. Его талант полководца признавали и соотечественники, и иностранцы. Под его знамёна с радостью становились воины и ополченцы.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– История нашей страны говорит о том, что богатые земли, талантливый народ – всё это в мирной жизни приносит радость, богатство. Но это возбуждает чувство зависти, желание поживиться за счёт северного соседа. Именно эта зависть каждый раз вызывала агрессию по отношению к Руси.
Патриотизм |
На первый план выступает желание защитить свой жизненный уклад, веру, культурные и исторические ценности, своё наследие, свою землю. Именно это стало основной движущей силой, которую мы называем патриотизмом.
Нам известно очень много исторических примеров, когда наш народ жертвовал своими жизнями, руководствуясь принципом: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет, а кто приходит с миром – милости просим.
Проблемы этого исторического периода были связаны не только с агрессией Запада. Мы помним, что это было время монголо-татарского нашествия. Как же князь Александр решил эту задачу – обезопасить Русь со стороны степи? Что нам по этому поводу говорят летописи?
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
33 | Взошло над Русью молодое солнце, и был у битвы основной итог – на семь веков отвадили тевтонца от «дранг нах остен», марша на восток. |
34 | А князь продолжил счёт своим победам: как приходил когда-то на Неву, нагнал он страху славным финским рейдом, в семи сраженьях разгромил Литву. |
35 | Весь Запад запугав в бою жестоком и отучив на Русь ходить с войной, князь понимал, что с кочевым Востоком он должен разговор вести иной. |
36 | Чтоб не мутить Руси святой колодец и чтоб в стране устроить мир и лад, с Батыем гениальный полководец повёл себя как мудрый дипломат. |
В ту пору на великое княженье все к хану ездили просить ярлык – и проходили через униженье, но Александр к такому не привык. | |
37 | Не просто преклонить покорно выю князь Невский отправляется в Орду, как равный, предлагает он Батыю быть с княжествами в мире и в ладу. |
38 | И хан довольным встречею остался, хоть был он прежде с князем незнаком; а Александр вдобавок побратался с любимым ханским сыном Сартаком. |
Не плутни это были, не интрига, а для державы безусловный плюс; с монголами у нас уже не иго – военно-политический союз! | |
39 | По зрелой жизни князь утратил друга – вслед за Батыем умер и Сартак. И Александр, судьбы невольный узник, вновь проявил расчёт и трезвый ум: уж коли снова нужен был союзник, за ним поехал князь в Каракорум. |
Исход такой поездки был не ясен. Пусть князь не вёл войска на смертный бой, но этот путь не менее опасен, на нём опять он жертвовал собой. | |
40 | Пришёл черёд последних испытаний... Князь в этом повторил судьбу отца и, возвратясь из горестных скитаний, почил недалеко от Городца. |
Начертанное на роду свершилось... «За други княже душу положил. Земли родимой солнце закатилось», – как говорил митрополит Кирилл. | |
41 | Князь не погиб подобно Коловрату, но люди той поры понять смогли, что понесли великую утрату и что ушёл герой своей земли. |
42 | Последний подвиг – не в пылу сраженья, но память не развеется, как дым, ведь это – подвиг самоотреченья, с которым Александр и стал Святым! |
Родную землю сохранив свободной, до сей поры – хоть у кого спроси – он остаётся в памяти народной богатырём, заступником Руси! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
Князю Александру Невскому и всему вольному Новгороду крестоносцы и лично папа римский не раз предлагали покровительство, убеждая, что они единственные, кто может помочь бороться с игом. О том, чем придётся заплатить за это чудесное спасение, благодетели умалчивали.
Отказ Александра от принятия католичества – настоящий подвиг. Но, несмотря на сложность положения, князь остался верен себе, своему народу и православию.
Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
Формирование представления о роли православия в становлении российской государственности |
Во времена становления государственности именно христианская вера для разрозненных княжеств была объединяющей идеей. Многие не понимали в те времена, что Русь сильна верой своей. Именно в ней единство русичей и конец разобщённости.
Однако был враг, с которым мудрый князь предпочитал решать сложные вопросы с помощью дипломатии. Это был ордынский хан. Золотая Орда собирала дань с Руси, но не требовала перехода русских в язычество или в ислам.
Ханы давали особые ярлыки, по которым поругание православной веры каралось смертной казнью.
Татьяна Черникова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО:
– У монголов был главный принцип: не ссориться с богами и с их служителями. Поэтому Церковь получала полную свободу и освобождение от налогов. Вопрос религиозной ненависти и противоречий просто не стоял. Ни о каком насаждении своей веры речи не шло.
Смирение и умение вести диалог – основа мирного сосуществования |
К тому же сарайский хан Берке требовал провести всеобщую мобилизацию в русских землях. Для защиты своих южных владений ему нужны были воины. Им предстояло умереть за хана. Князь Александр Невский не мог этого допустить.
Самопожертвование – любовь к ближнему и Родине |
В Орде 41-летний Александр Ярославич заболел. По дороге на Русь ему становилось всё хуже и хуже. 14 ноября 1263 года в Городце, что находится в 50 километрах от Нижнего Новгорода, принял схиму и скончался под именем Алексий великий князь Александр Невский.
Митрополит Кирилл о его смерти возвестил народу во Владимире словами: «Чада мои милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли».
Спустя почти 300 лет князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворца. Но в народе его стали почитать как святого сразу же после смерти. Русская земля и сегодня не забыла главного – побед полководца не только над захватчиками, но и над врагами веры.
Два подвига Александра Невского – бранный подвиг на западных рубежах и подвиг смирения на восточных – имели единственную цель: сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа. Великому князю Александру Невскому выпала непростая судьба. Для спасения своей Родины он должен был одновременно явить доблесть воина и смирение инока. Он навсегда остался символом целостности государства и единого духовного начала всего русского народа.
Роль веры и религии в жизни человека и общества |
«Будь миротворцем, чтобы сподобиться наименоваться сыном Божиим» – так сказал преподобный Ефрем Сирин.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Александр Невский сделал свой нравственный выбор – выбор между добром и злом. Добром не лично для себя, а для своего народа, для своей земли, для нас с вами. Александр прожил свою жизнь достойно. Он полностью отдал себя служению своей Родине. Это не для красного словца, это то, чему мы сегодня стали свидетелями. Это то, к чему призывает история нашей страны.
Самопожертвование – любовь к ближнему и Родине |
Семейные ценности – моя родословная |
Святость |
Знание истории даёт нам возможность смело смотреть в будущее, уверенность в том, что наши дети будут жить в свободной России.
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (4 части);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Зырянов С.А. Историческая поэма «Александр Невский».
http://samlib.ru/z/zyrjanow_s_a/alexandrnevski.shtml
2. Соколов А.Н. Святой витязь земли Русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. Н. Новгород, 2008.
https://virvis.arzbiblio.ru/2019/03/14/соколов-а-н-протоиерей-святой-витязь/
3. Хитров М.И. Святой благоверный Великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. Репринтное воспроизведение издания 1893 года. М.: Панорама, 1991.
4. Александр Невский. Государь, дипломат, воин / МГИМО (У) МИД РФ.
М.: Р. Валент, 2010.
https://mgimo.ru/library/publications/issues_147610/?sphrase_id=40812143
Использованные видеоматериалы:
- Александр Невский. Полководцы России. Документальный фильм.
Телеканал Россия 2; ВГТРК, 2014.
https://www.youtube.com/watch?v=NR7BHlDhGrk
- Александр Невский. Художественный фильм. Реж. С. Эйзенштейн.
Киностудия «Мосфильм», 1938.
https://www.youtube.com/watch?v=3fJXWVzzRsU&t=7s
- Благоверный князь Александр Невский. Телепрограмма «Закон Божий».
Издательство «Глас», 2006.
https://www.youtube.com/watch?v=2xIQUJiq6Eo
Сценарий
тематического классного часа
по духовно-нравственному воспитанию:
«Святой благоверный князь Александр Невский -
государь, дипломат, воин»
Сценарий
тематического урока: «Святой благоверный князь Александр Невский
– душа России».
На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – директор СОШ №
1 часть. Личность человека формируется в семье
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
Своих героев выбирает время, идущего притягивает цель. Родиться князем - ставить ногу в стремя - оберегать покой своих земель! |
7 |
Посеешь, убивая и калеча - пожнёшь позора горькие плоды, и стала "злая" Липицкая сеча апофеозом распри и вражды.
|
3 |
К тому придёт немеркнущая слава, кто будет жить, от бед не хоронясь, как Невский Александр, сын Ярослава, отважный юный новгородский князь. |
8 |
И Александр, мужавший в эти сроки, под гнётом испытаний не поник; он поражений горькие уроки усвоил не из летописных книг.
|
4 |
Природа-мать его не обделила: красивый облик, голос, "как труба", высокий рост, недюжинная сила, и как венец - жестокая судьба!
|
9 |
Ему не нужно было быть провидцем, чтоб ощутить истоки всех угроз - он видел, как на западной границе Ливонский Орден чёрной тучей рос.
|
5 |
Святая Русь терпела лихолетье, давясь под басурманскою петлёй; Восток её хлестнул монгольской плетью, а Запад жал тевтонскою бронёй.
|
10 |
Тевтонцы с Меченосцами сдружились, - в истории настал такой виток, - два Ордена в союз объединились для скорого похода на восток.
|
6 |
И не нашлось в жестокую годину у всей земли ни братьев, ни друзей, и тяжкой ношей на холопью спину ещё легла усобица князей.
|
11 |
Подставив под удар монгольской сабли и воинов, и всех простых людей, разрозненные княжества ослабли и навлекли непрошеных гостей.
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть
2 часть. Человек становиться взрослым, когда берет на себя отвественность
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
12 |
Почувствовав беспомощность соседа, ливонцы подготовили бросок, но тут же их опередили шведы, чтоб отхватить свой лакомый кусок,
|
18 |
А Биргер был не робкого десятка, хоть и носил одежды из парчи; и завязалась между ними схватка, и зазвенели верные мечи.
|
13 |
надеясь Русь взять голыми руками. И как-то летом по Неве пошли нагруженные шведскими войсками тяжёлые морские корабли.
|
19 |
За поединком, как за важным делом для каждой стороны, следили все. Князь Александр был воином умелым и показал себя во всей красе.
|
14 |
А в Новгороде начались раздоры, никто не знал, что делать до поры. Толпа шумела, спорила на вече, сдаваться предлагали крикуны,
|
20 |
Орава шведов что-то там орала, и ярл, озлобившись, рубил сплеча; но князь его прицельно в щель забрала сумел ужалить остриём меча,
|
15 |
но юный Александр взвалил на плечи ответственность за боль своей страны. Он знал, как поступал великий прадед... И глядя в очи воинам своим, сказал им князь: "Не в силе Бог, а в правде!"
|
и тем закончил схватку он с успехом. И Биргер еле усидел в седле, бежали струйки крови по доспехам, двуручный меч валялся на земле.
|
|
И многие тогда пошли за ним. Он знал, чему подобно промедленье, и понимал, что некогда собрать со всех земель большое ополченье. Князь вывел наспех собранную рать.
|
21 |
И раненого шведы подхватили, из боя на руках его несли, затем на уцелевший шнек грузили; и в спешке отходили корабли.
|
|
16 |
Князь Александр не дорожил собою, не прятался от битвы в стороне; в горниле схватки, в самом пекле боя он возвышался на своём коне.
|
22 |
И очень мало шведов уцелело из тех, кто здесь ступил на русский брег, а князь построил битву так умело, что потерял лишь двадцать человек.
|
17 |
И ярла по плюмажу и по латам узнав, он зычно крикнул: "Биргер - мой!", и прорубая путь своим булатом, к противнику пробился по прямой.
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
3 часть. Веры вашей нам не надо, а кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
23 |
Князь Александр врагу готовил встречу на Чудском озере, на тонком льду... Ливонцы наступали мощным клином, а говоря по-нашему - "свиньёй";
|
|
Петля давила, всадников сжимая, до щели шлема сузился их мир; они рубились, скорбно понимая, что это всё - не рыцарский турнир.
|
24 |
и Александр придумал план дружинам, чтоб Ордену служили западнёй: края тупого рыцарского клина с боков сжимают пешие полки,
|
30 |
Ливонцы стали рваться из капкана, пошли они в прорыв, остервенясь. Настал черёд финальной части плана, который перед тем придумал князь.
|
25 |
удар же принимает середина - дружина и простые мужики. И это всё имело подоплёку - коль рыцари увязнут, будет толк...
|
Он сделал вид, что уступил прорыву. Остатки грозной рыцарской "свиньи" погнали точно к самому размыву, к окну большой весенней полыньи.
|
|
26 |
И здесь же, за леском неподалёку возглавил Александр засадный полк. Он воевод готовил сам к сраженью, он вдохновил и так настроил рать, чтоб потакала рыцарскому рвенью и не мешала им атаковать.
|
31 |
Пытаясь оторваться от погони, они не тормозили на краю... И ржали обезумевшие кони, и рыцари валились в полынью, и там нашли бесславную кончину. Доспехи утянули их на дно, и вновь свою святую Палестину увидеть было им не суждено...
|
27 |
А за Вороньим камнем, в отдаленьи, поняв, что в западне голодный волк, ждал Александр удобного мгновенья, чтоб повести вперёд засадный полк.
|
32 |
И это был уже конец сраженья. Закончили ливонцы свой поход. Для своего надменного вторженья они избрали неудачный год.
|
28 |
Он выжидал, покуда можно было, и наконец приказ был войску дан - на рыцарей его дружина с тыла напала - и захлопнулся капкан!
|
Но дело не в счастливой цифре года - их кругозор был, как у шлема щель; для своего Крестового похода они себе не ту избрали цель.
|
|
29 |
Не изменил ему военный гений - впервые к бою спешенная рать во всей большой истории сражений сумела крепко конницу сковать!
|
Хотели нашу землю "взять руками", но не было у них своих Кассандр - не знали, что найдёт коса на камень, а имя камню будет - Александр!
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
4 часть. Каждый должен сделать свой выбор – сохраняя веру Православную,
держи оборону на Западе, а союзников ищи на Востоке
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
33 |
Взошло над Русью молодое солнце, и был у битвы основной итог - на семь веков отвадили тевтонца от "дранг нах остен", марша на восток.
|
|
Не плутни это были, не интрига, а для державы - безусловный плюс; с монголами у нас уже не иго - военно-политический союз!
|
34 |
А князь продолжил счёт своим победам - как приходил когда-то на Неву, нагнал он страху славным финским рейдом, в семи сраженьях разгромил Литву.
|
39 |
По зрелой жизни князь утратил друга - вслед за Батыем умер и Сартак. И Александр, судьбы невольный узник, вновь проявил расчёт и трезвый ум - уж коли снова нужен был союзник, за ним поехал князь в Каракорум.
|
35 |
Весь Запад запугав в бою жестоком и отучив на Русь ходить с войной, князь понимал, что с кочевым Востоком он должен разговор вести иной.
|
Исход такой поездки был не ясен. Пусть князь не вёл войска на смертный бой, но этот путь не менее опасен, на нём опять он жертвовал собой.
|
|
36
|
Чтоб не мутить Руси святой колодец и чтоб в стране устроить мир и лад, с Батыем гениальный полководец повёл себя, как мудрый дипломат.
|
40 |
Пришёл черёд последних испытаний... Князь в этом повторил судьбу отца, и возвратясь из горестных скитаний, почил недалеко от Городца.
|
В ту пору на великое княженье все к хану ездили - просить ярлык - и проходили через униженье, но Александр к такому не привык.
|
Начертанное на роду свершилось... "За други княже душу положил. Земли родимой солнце закатилось", - как говорил митрополит Кирилл.
|
||
37 |
Не просто преклонить покорно выю князь Невский отправляется в Орду, как равный, предлагает он Батыю быть с княжествами в мире и в ладу.
|
41 |
Князь не погиб подобно Коловрату, но люди той поры понять смогли, что понесли великую утрату, и что ушёл герой своей земли.
|
38 |
И хан довольным встречею остался, хоть был он прежде с князем незнаком; а Александр вдобавок побратался с любимым ханским сыном, Сартаком.
|
42 |
Последний подвиг - не в пылу сраженья, но память не развеется, как дым, ведь это - подвиг самоотреченья, с которым Александр и стал Святым! Родную землю сохранив свободной, до сей поры - хоть у кого спроси - он остаётся в памяти народной богатырём, заступником Руси!
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 4 часть
Финал. Жизнь каждого человека – это подвиг во имя жертвенной любви к семье, Родине и Богу.
На экране заставка – последний кадр презентации
Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Своих героев выбирает время,
идущего притягивает цель.
Родиться князем - ставить ногу в стремя - оберегать
покой своих земель!