Дмитрий Донской
Сценарий
тематического классного часапо духовно-нравственному воспитанию:
«Святой благоверный князь Дмитрий Донской –
освободитель Руси»
Цель классного часа:
– осмысление важности сохранения в общественном сознании российского народа духовно-нравственных и культурно-исторических традиций в обретении государственной независимости в качестве непреложного условия успешного развития Отечества.
Задачи классного часа:
– учебные: проводить профилактику экстремизма и радикальной идеологии, ведущей к разобщению и потере единства и взаимоуважения среди народов многонационального Российского государства;
– воспитательные: способствовать осознанию ценности человеческой жизни, свободы и независимости гражданского общества, ответственности за судьбу многонационального российского народа; поддержать стремление к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию на основе знания норм морали, ценностных идеалов, хранимых в культурных и религиозных традициях народов России;
– метапредметные: развивать способности и умения логически мыслить, проводить аналогии, делать обобщения, обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию, делать презентацию.
Тип классного часа:
– тематический, ценностно-ориентированный (нравственный).
Форма проведения классного часа:
– рассказ-беседа с элементами литературно-музыкальной композиции, направленный на знакомство с духовно-нравственными чертами личности на фоне исторического повествования, коллективное творческое дело.
Основные понятия:
– семейные ценности – моя родословная; образование и самообразование – основа жизненного успеха человека; формирование целостного мировоззрения; способность применять полученные знания на практике; взросление – осознание своей ответственности перед семьёй, обществом и Отечеством; приоритет духовного над материальным; патриотизм; формирование представления о роли православия в становлении российской государственности; смирение и умение вести диалог – основа взаимопонимания и мирного сосуществования; самопожертвование – любовь к ближнему и Родине; осмысление роли веры и религии в жизни человека и общества; святость.
Методическое обеспечение:
– методические рекомендации, сценарий классного часа, презентационные материалы (тематические слайды), аудио- и видеоматериалы.
Виды деятельности:
– самостоятельный поиск информации, подготовка и представление публичных выступлений, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций, прослушивание и обсуждение аудиоматериалов.
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, устройство для воспроизведения звука, микрофоны, стойки для микрофонов, сценический свет.
Место проведения:
– актовый зал школы.
Ход классного часа
На сцене ведущий обращается к ученикам:
– Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодняшняя встреча будет посвящена одному нашему соотечественнику – человеку, который в истории Руси и в истории Церкви оставил значительный след. Наш урок на первый взгляд будет похож на урок истории, но в то же время хотелось бы поговорить с вами о важных аспектах, которые будут иметь значение в жизни каждого из вас, когда станете взрослыми. Те принципы жизни, которые были у Дмитрия Донского, очень вам пригодятся.
Осознание ценности человеческой жизни, семьи |
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
2 | Неспешно в годы лихолетья |
3 | Сметая всё и разрушая, |
4 | Как будто после урагана, |
5 | Единства не было в те годы, |
6 | Князья в Орду дары возили, |
7 | Потом у хана войско брали, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (1-я часть):
XIV век. На Руси суровое и беспощадное время. С одной стороны, внешние угрозы – монголо-татарское иго, постоянные поборы Орды, карательные набеги, разорение и гнёт иноземцев. Ситуацию усугубляют междоусобицы: князья буквально вырывают друг у друга земли предков.
Княжение Дмитрия Донского пришлось на один из самых тёмных периодов в истории Руси: опустошение и гнёт внешних врагов, страшные распри внутри государства.
Андрей Петров, историк, заместитель секретаря-академика отделения историко-филологических наук РАН:
– Прошло жесточайшее завоевание XIII века русских земель, и южнорусских и северо-востока Руси. Было совершено очень серьёзное истребление и разорение русских земель монгольскими войсками.
Московский правитель первым сделал шаг к объединению и освобождению русских земель.
Гражданское самосознание |
– Он чувствовал себя избранником, потому что Господь хранил его. Он чувствовал это. Господь хранил его для каких-то великих дел. И вот он сам определил, в чём это великое дело – собирание Руси, великой православной страны, которой суждено большое будущее.
Но какой ценой Дмитрию Донскому удалось добиться того, о чём даже не могли помыслить его предшественники?
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Давайте теперь представим, что каждому из вас предлагается возглавить Россию. Все мороженицы нашей страны доступны вам, все кинотеатры в вашем распоряжении, безлимитный трафик Интернета и так далее… Очень привлекательные внешние блага. Но теперь давайте представим: князь Дмитрий вступает на княжеский престол в девятилетнем возрасте. Что может столь юный отрок? Правда, тогда взрослели очень рано. Ребёнка, который только научился ходить, сразу сажали на коня, давали меч, и он учился им владеть. Поэтому когда монголо-татары совершали набеги, то убивали всех, кто был выше оси телеги, а тех, кто был ниже, забирали с собой и растили как воинов, которые не знали ни роду, ни племени.
Преемственность поколений |
И вот этот маленький мальчик берёт на себя ответственность за каждого жителя своего княжества. Конечно, оно было небольшое. Но можем ли мы с вами отвечать за кого-либо? Мы очень часто начинаем просить родителей, чтобы они купили нам котёнка, собачку, попугайчика... Конечно, замечательно с домашним питомцем повозиться, потискать его, перышки почесать. Но когда встает вопрос о том, кто будет с ним гулять или убирать за ним, почему-то сразу начинаем перекладывать эти заботы на другого. «Мам, сделай ты. Я не могу, у меня нет сил…» и тому подобное. Начинаются разные отговорки – ответственность брать не хочется. Конечно, мама всё сделает или папа решит эту проблему. Но почему же мы с вами не можем это сделать сами? Взять ответственность за какое-то, допустим, направление в семье: например, постоянно мыть посуду. Есть ли кто-нибудь из вас, кто сам это делает? Отлично! Я рад за ваших родителей, что у них такие замечательные дети! Молодцы!
Есть ли у нас ответственность какого-то большего порядка? Если есть — это прекрасно! И вот давайте подумаем, насколько тяжело и страшно было молодому, да что там молодому – совершенно юному князю Дмитрию Ивановичу.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
8 | Когда встречал князь юный Дмитрий |
9 | Слепая ханша Тайдула, |
10 | Когда Димитрий сиротою |
11 | И, заменив отца земного, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (2-я часть):
1359 год. После скоропостижной кончины отца и смерти старшего брата князь Дмитрий Иванович занимает московский престол. Ему всего 9 лет.
Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
– У него не было детства. Он даже отроком как следует побыть не успел. Он сразу стал князем. Это человек, которого изначально готовили к этой судьбе, к княжеской судьбе, к ответственности.
В то время мужчины взрослели рано. Мальчиков с детства обучали военному искусству. Научился ходить – учись держаться в седле. Но даже при таком подходе к воспитанию девятилетний ребёнок вряд ли был готов к самостоятельному управлению княжеством.
При малолетнем Дмитрии постоянно находился мудрый и опытный наставник митрополит Алексий, с которым в своё время были близки отец и дед юного правителя. По сути, первое время именно Алексий управлял Московским княжеством.
Дмитрий Орлов, актёр:
– В семилетнем возрасте князь Дмитрий стал свидетелем настоящего чуда. Святитель Алексий исцелил татарскую княгиню, он вернул ей зрение. Возможно, Господь явил это чудо на глазах у маленького Дмитрия для того, чтобы укрепить его в вере, что всё в нашей жизни есть Промысел Господний.
А как мы с вами знаем, яркие воспоминания детства идут с нами всю жизнь. Они формируют наши взрослые взгляды на вещи.
Опора на духовно-нравственные традиции |
Опекун всеми силами старался защитить маленького князя от интриг и нападок со стороны бояр. Но очень скоро его подопечный захотел самостоятельности. Дмитрию было всего 11 лет, когда ему пришлось решать серьёзную проблему – возвращать себе великокняжеский владимирский престол, которого юного правителя лишили по малолетству. Дмитрий Иванович был возмущён такой несправедливостью, и маленький мальчик в сопровождении большой свиты отправился в ставку ордынского хана.
Андрей Петров, историк, заместитель секретаря-академика отделения историко-филологических наук РАН:
– Ярлык являлся основным документом, который давал полномочия тому или иному князю на управление территорией.
Целостное мировоззрение |
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Орда к тому времени была уже мусульманским государством. Ислам стал там главенствующей религией. Хотя в Орде ещё сохранялись христианские храмы, была Сарайская епархия, но уже ослабевало влияние христианства на монголо-татар. Чем обернулось для других народов такое изменение внутреннего уклада жизни в Орде, что же оно несло христианскому миру? Смерть. Жизнь человека, особенно врага, совершенно не ценилась. Это увидел юный князь – одиннадцатилетний мальчик, когда был в Орде, и решил перед лицом новой угрозы объединить Русь.
Активное познание мира |
Умение вести диалог и достигать взаимопонимания |
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
12 | Мамай готовился к походу, |
13 | Орда – решительная сила! |
14 | Встал на защиту князь Московский, |
15 | Игумен Сергий в смертный бой |
16 | Когда же, стоя у ворот, |
17 | Благословил Святым Заветом, |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (3-я часть):
Сотрудничество для достижения общего результата |
Дмитрий Иванович понимал: для того чтобы освободить русские земли от монголо-татарского ига, нужно во что бы то ни стало остановить междоусобицы и объединить княжества. Вместо множества княжеств на карте должно появиться одно государство. Центром силы и объединения русских земель могла стать только Москва просто потому, что правители соседних княжеств в своей политике руководствовались только личной выгодой, а не заботой о благе страны.
Митрополит Алексий во всём поддержал своего воспитанника. Не без его помощи во всех церквях зазвучали призывы: все славяне – братья навек; Русь должна быть независимой; дань Орде – тяжкая ноша, наш позор!
Андрей Петров, историк, заместитель секретаря-академика отделения историко-филологических наук РАН:
– Это психологически оказалось очень невредным для русского самосознания, которое к тому моменту было сформировано в представлении, что ордынцев победить нельзя.
Идея освобождения от гнёта монголо-татарского ига буквально захватила умы простых людей, вызвала небывалый духовный подъём. Народ поверил не только в собственные силы, но и в своего правителя.
Ему нужен был союзник, авторитет высочайшего ранга, признанный и князьями, и простым народом. На уровне святого…
Николай Борисов, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Среди тогдашних церковных иерархов – митрополитов, епископов – был только один человек, которому люди верили безоглядно. Это был преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий своим благословением поднял этот поход, поход на Мамая, на уровень священной войны.
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Что такое Мамай? Мамай совершенно не тривиальное явление даже для золотоордынской истории. Мамай не хан. Он вообще не Чингисид. Он родственник, муж ханской дочки, ханский зять. По-русски говоря, генерал. Конечно, он манипулировал ханами, но все понимали, что у него нет будущего. Его сын не станет ханом. Поэтому это временщик.
И возникает проект, который можно назвать жестом отчаяния, с одной стороны, с другой – очень тонкой задумкой. Мамай решает создать государство уже не кочевое, а нормальное – с городами, с дорогами. Для этого ему нужно только одно – захватить Москву.
Он говорит, что я не как Батый, наш великий царь. Я не хочу уничтожить Русь, разорить её. Я, наоборот, хочу сесть там, сесть на Руси.
Почему значение Куликовской битвы не сопоставимо с другими стычками с кочевниками? Это была не просто акция устрашения или разбойничий набег.
Пожалуй, лучше всех понимал это и видел последствия преподобный Сергий. Если прежние хозяева Орды не покушались на веру своих славянских данников, то Мамай был настроен на кардинальные перемены.
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова:
– У него был план обратить в ислам русских. Орда стала мусульманской. Это уже резко изменило расклад сил. Но здесь встал вопрос о том, что степь приходит на Русь. Битва степи и леса достигает апогея. Если сейчас удастся, то история Руси как православного государства заканчивается.
Историческая роль Церкви в обретении независимости от Орды |
Преподобный дал не только устное благословение князю Дмитрию, но и двух монахов, того самого Александра Пересвета и Андрея Ослябю, до монашества славных воинов, как зримый знак высокого церковного напутствия.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Жизнь на Руси в те времена очень тесно была переплетена с Церковью. Монахи Пересвет и Ослябя до жизни в монастыре были славными воинами: один из княжеского рода, другой – из простых людей. Они уже были в почтенном возрасте и решили закончить свою жизнь в тишине молитвы, в спокойствии, без житейской суеты. И ушли в монастырь, тогда уже прославленный, преподобного Сергия Радонежского.
Самопожертвование |
Готовность к защите своего Отечества |
До Куликовской битвы было много стычек и сражений с монголо-татарами. Были и удачные, и менее удачные, но, как здесь было сказано, Куликовская битва стала решающей. В том плане, что если бы русское воинство проиграло, то Русь в том виде, в котором мы знаем её сейчас, мы бы уже не увидели. Говорили бы, может быть, на другом языке и о других славных людях. Но того величия, той красоты, которую мы имеем сейчас, у нас бы просто не было.
Служение Отечеству |
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
18 | Он дал монашества обет, |
19 | Вот кони на дыбы взвились. |
20 | Татарин выпал из седла, |
21 | А то стояло, как стена, |
22 | Трагичен этот эпизод – |
23 | Воскликнул князь: «Славяне! Братцы! |
24 | Благодаря великой силе, |
25 | Димитрию Донскому – слава! |
После ухода школьников со сцены демонстрируются видеоматериалы (4-я часть):
День восьмой сентября 1380 года. Два часа пополудни.
И ринулись они друг на друга, пятисаженный печенег Челубей и облачённый в схиму монах Пересвет. Летопись приводит его последние слова перед боем: «Отцы и братья, простите меня, грешного. Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня». И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И свалился Челубей с коня замертво.
Виктор Паршин, кандидат исторических наук, начальник кафедры Военного университета Минобороны России:
– Только после этого началось стремительное наступление войск Мамая на войска Дмитрия Ивановича. Основной удар обрушился на левый фланг русского войска и на центр Большого полка.
Ситуация разворачивалась именно так, как предвидели Дмитрий Иванович и его воеводы, когда решали вопрос о выборе места сражения. Никогда ещё в прежние времена русские князья не ходили в степь, чтобы там сражаться с монголо-татарами, обычно оборонялись в своих укреплениях, за стенами крепостей. На этот раз впервые предстояла битва на территории Орды.
Александр Синицын, профессор Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации:
– Он нацелил своё войско именно в этот район, на эту местность, где он получил благоприятные условия, чтобы построить свои войска и применить их в сражении с Мамаем.
Личный пример мужества и самоотверженности |
И сошёл с коня, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. А прежнюю отдал Михаилу Андреевичу Бренку. И знамя своё повелел над Бренком держать.
8 сентября 1380 года. Битва в самом разгаре. Орда наседает.
Один за другим падают замертво под копыта коней витязи сторожевого полка. Погибая, они прикрывают от мечей князя Дмитрия. Дважды под ним гибнут лошади. Ранен и сам Дмитрий Иванович, однако продолжает биться.
Конечно, Господь был на стороне русского воинства.
Уповая на помощь святых, князь двинул войска в смертельную битву. В те времена сражения были, как правило, скоротечные. На быструю победу был настроен и Мамай. Никогда у него ещё не было такого многочисленного и такого хорошо вооружённого войска.
Способность применять полученные знания на практике |
Виктор Паршин, кандидат исторических наук, начальник кафедры Военного университета Минобороны России:
– Ошеломляющий удар засадного полка обратил ордынцев вспять. Противник не только дрогнул, он побежал. Дальнейшие действия приняли характер преследования, которое продолжалось на протяжении почти 50 вёрст, до реки Красивая Меча. Одним из первых бежал, оценив всю обстановку, хан Мамай.
И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские, силою Святого Духа разгоняя, посекли их, точно лес вырубали.
Он ещё не Дмитрий Донской. Впервые его нарекут так в Степенной книге в 1560 года. Сейчас он просто великий князь Московский Дмитрий. Придя в сознание, он произносит: «Сей день сотворил Господь. Возрадуемся и возвеселимся, люди!»
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
– Одна из великих битв нашей Родины была выиграна, и победа определила дальнейший ход всей нашей истории, всей нашей дальнейшей жизни. Определила не только потому, что просто была одержана победа над монголо-татарами, – с этого момента Русь становится свободной! Уже не в ставке хана назначаются на княжение князья. Русь уже объединена. И уже сами русские начинают ставить своих правителей. А это не просто какое-то действие – это признак свободы, когда мы самостоятельно решаем, что для нас благо, а что – зло. И решаем это не по своей прихоти, а исходя из тех жизненных обстоятельств, которые вокруг нас складываются.
Ведущий уходит за кулисы.
Школьники выходят на сцену и читают стихи на фоне демонстрации слайдов из презентации:
Слайды | Стихи |
26 | Поле Куликово славою покрыто. |
27 | Русь объединилась, Русь сильнее стала, |
28 | Перед битвой страшной Бог благословил, |
29 | Войско над Мамаем одержало верх. |
30 | Он всех учил жить безгреховно: |
Преемственность истории нашей Родины |
Победа на Куликовом поле была лишь началом великой борьбы за государственную самостоятельность Руси.
Дмитрий Иванович прожил не такую большую жизнь – 38 лет, но тем не менее он прошёл через несколько таких ситуаций, когда казалось, что он должен умереть гораздо раньше.
Николай Борисов, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Страшная эпидемия чумы свирепствовала с 53-го по примерно 57-й год, потом несколько раз возвращалась. Мать умерла, отец умер, брат умер. Он один остался жив. Это не везение, а какая-то особая миссия. Особое отношение к жизни у него было.
В наследство от отца Дмитрий Донской получил второразрядное Московское княжество, а 30 лет спустя оставил сыну Московское государство. Он в несколько раз расширил свои владения и первым из русских князей начал чеканить собственную монету.
Николай Борисов, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Москва становится не только центром Московского княжества, она становится центром всей Руси. Прежде всего потому, что она подняла знамя борьбы за независимость.
Он чувствовал себя русским царём Давидом. Голова библейского героя была изображена на княжеской печати со знаменитым изречением: «Всё минует». С этой истиной трудно поспорить.
Великий князь Дмитрий Иванович прожил 38 лет 7 месяцев и 7 дней. Перед смертью из рук преподобного Сергия он приобщился Святых Христовых Тайн. И умер он в 1389 году, 19 мая, на пятый день после Пасхи.
В своём завещании московский правитель передал княжение своему сыну Василию и сделал это без получения ярлыка от хана: «Вотчину свою сыну передам, Василию. То, что мне не удалось, племя моё одолеет».
Знание духовных идеалов |
Андрей Петров, историк, заместитель секретаря-академика отделения историко-филологических наук РАН:
– При Иване III уже по факту русские земли дань в Орду не возили. «Стояние на Угре» просто подтвердило статус-кво о независимости русских земель.
Похоронили Дмитрия Ивановича в княжеской усыпальнице Архангельского собора в Кремле. По сей день его останки покоятся в самом сердце Москвы. Мечта великого князя сбылась. Русское государство навсегда обрело независимость и самостоятельность. Случилось это благодаря человеку, который сочетал в себе талант гениального полководца и мудрость правителя, и потому он остался в памяти потомков – великий князь Московский Дмитрий Донской.
После завершения демонстрации видео ведущий выходит на сцену:
Ответственность за будущее народа и страны |
Учебно-методические материалы для проведения классного часа
- Сценарий;
- Презентацию;
- Видеоматериалы (5 частей);
- Пример проведения классного часа в школе (видео)
можно скачать:
- на сайте Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы (http://moscmc.ru) в разделе: Миссионерские материалы/Работа со школами/Программа «Имя России».
Литература, источники:
1. Егорова Е.Н. Наш Дмитрий Донской. Цикл исторических стихов.
http://www.stihi.ru/avtor/enegorova&book=16#16.
2. Есаулков И. Битва Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Стихотворение. https://stihi.ru/2019/02/11/1556.
3. Лидер Л. Дмитрий Донской. Стихотворение.
http://www.stihi.ru/2011/01/04/1379
4. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. М.: Молодая гвардия, 1980. (Серия ЖЗЛ).
https://royallib.com/book/loshchits_yuriy/dmitriy_donskoy.html.
5. Марахин В.И. Куликовская битва. История России для детей в стихах.
http://www.stihi.ru/2015/01/22/11909
6. Подцветова Т.В. Дмитрий Донской. Стихотворение.
http://podcvetova.ru/stih/dmitrij-donskoj
7. Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского.
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-donskoj
8. Задонщина. Лирико-эпическое летописное произведение.
http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4980
9. Сказание о Мамаевом побоище. Летописная повесть.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4982
Использованные видеоматериалы:
1. Дмитрий Донской. Спасти мир.
Телеканал «История»; ВГТРК, 2015.
https://www.youtube.com/watch?v=enjVZHJIej4
2. Дмитрий Донской. Полководцы России. Документальный сериал. ВГТРК, 2014.
https://www.youtube.com/watch?v=WGofTE1u-Ww
3. Святые. Дмитрий Донской. ООО «Центр локализации Кириллица»; ООО «Телеканал ТВ3», 2013.
https://my.mail.ru/bk/953/video/_myvideo/5957.html
Сценарий

Сценарий
тематического урока: Дмитрий Донской
На экране – заставка, 1 слайд презентации
Вступительное слово – директор СОШ №
1 часть. ВСТУПЛЕНИЕ.
Начало беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
2 |
Неспешно в годы лихолетья
|
6 |
Князья в Орду дары возили,
|
3 |
Сметая всё и разрушая,
|
7 |
Потом у хана войско брали,
|
4 |
Как будто после урагана
|
|
|
5 |
Единства не было в те годы, |
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 1 часть.
Часть 2. ЮНОСТЬ
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
8 |
Когда встречал князь юный Дмитрий |
10 |
Когда Димитрий сиротою |
9 |
Слепая ханша Тайдула,
|
11 |
И, заменив отца земного, |
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 2 часть
Часть 3. СОБИРАНИЕ РУСИ
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
12 |
Мамай готовился к походу, |
15 |
Игумен Сергий в смертный бой |
13 |
Орда - решительная сила! |
16 |
Когда же, стоя у ворот, |
14 |
Встал на защиту князь Московский,
|
17 |
Благословил, Святым Заветом
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 3 часть
Часть 4. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
18 |
Он дал монашества обет, |
22 |
Трагичен этот эпизод – |
19 |
Вот кони на дыбы взвились.
|
23 |
Воскликнул князь: - Славяне! Братцы! |
20 |
Татарин выпал из седла, |
24 |
Благодаря великой силе, |
21 |
А то стояло, как стена, |
25 |
Димитрию Донскому - слава!
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 4 часть
Часть 5. ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ
Продолжение беседы – протоиерей Игорь Фомин
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Слайд |
Стих |
Слайд |
Стих |
26 |
Поле Куликово славою покрыто. |
30 |
Он всех учил жить безгреховно: Не войнами и грабежами, А неустанными трудами, Решать проблемы полюбовно, Чтоб всякий — русский и татарин, Крестьянин, князь, хан и боярин — Прощал грехи, смирял гордыню.
|
27 |
Русь объединилась, Русь сильнее стала,
|
|
Нам это очень важно ныне, Ведь если будем мы едины, Останемся непобедимы И сможем орд новейших вал Остановить. Так завещал Великий князь Дмитрий Донской. Он наш святой. Он наш герой.
|
28 |
Перед битвой страшной Бог благословил,
|
|
|
29 |
Войско над Мамаем одержало верх.
|
|
|
Учащиеся уходят, и на экране демонстрируется Видео – 5 часть
На экране заставка – последний слайд (30) презентации
Завершение беседы – протоиерей Игорь Фомин.
Стихи
Учащиеся школы читают стихи, на экране идет смена слайдов презентации.
Неспешно в годы лихолетья
Потоком бед ползло столетье,
Орда сжигала города,
Был век тринадцатый тогда
Сметая всё и разрушая,
На Русь пришла беда большая,
И были страшными следы
От злобной поступи Орды.