Практический опыт


Роль педагога

Основной формой подачи материала является беседа, проводимая подготовленным педагогом школы или приглашенным гостем, представляющим общественные организации или институты, ориентированные на духовно-нравственное воспитание детей, в том числе традиционные религиозные общины. В ходе проведения беседы ведущий должен учитывать возрастные особенности аудитории и использовать заранее подготовленные элементы исторической презентации, литературно-музыкальных, сценических композиций и видеоматериалов при широком использовании современной компьютерной техники.

Приглашенный гость или ответственный педагог во время тематического классного часа взаимодействует с детьми и одновременно с другими педагогами, которые вместе со своими классами участвуют в этом мероприятии. Подобное взаимодействие дает возможность педагогам в дальнейшем самостоятельно использовать смысловые элементы классного часа в своей учебной и воспитательной (внеурочной) деятельности. Таким образом, создается единое информационное пространство, позволяющее ученикам и учителям обмениваться мнениями, соображениями и размышлениями, посредством чего происходит усвоение полученной информации на личностном уровне.
Вместе с тем, педагоги имеют возможность свободы творчества, вариативности при разработке и использовании собственных программ по духовно-нравственному образованию и воспитанию, используя полностью или частично материалы программы «Имя России», размещенные в свободном доступе в сети Интернет.

Методика

Отличительной особенностью программы, является то, что процесс знакомства учащихся с духовно-нравственными ценностями происходит через изучение биографий выдающихся исторических деятелей, поскольку любая памятная дата или историческое событие основываются на фактах и событиях из жизни и деятельности того или иного исторического персонажа. При этом основной содержательный акцент направлен на раскрытие личности героя путем осмысления его поступков в соответствии с духовно-нравственными ценностями российского народа, оценки и значения его позитивного жизненного опыта на фоне исторических событий с обязательной актуализацией для современного школьника.

Используя данную программу и методику ее реализации, школа получает дополнительную возможность повышения эффективности деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся при достижении ими личностного результата, соответствующего требованиям стандарта основного общего образования в части:
  • овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; 
  • знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 
  • усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 
  • воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной; формирования целостного мировоззрения;
  • формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 

Нормативная база

Программа реализует цели и задачи, поставленные перед российским образованием в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы».

Данная программа может оказать существенную помощь педагогическому коллективу школы в процессе осуществления образовательной деятельности в качестве системного элемента при формировании личностных характеристик выпускника в соответствии с требованиями ФГОС, а также дополняя содержательную часть такой области знания как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в следующих направлениях:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

© 2019. Проект "Имя России". Все права защищены.