О Проекте


Программа и методическое пособие к программе по духовно-нравственному воспитанию школьников  «Имя России» (авторы: протоиерей Игорь Фомин, иерей Александр Кузнецов) разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования, примерными основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, а также с учётом содержания учебников, входящих в федеральный перечень учебников по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа «Имя России» направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся основной и старшей школы (5–11-е классы) в рамках внеурочной деятельности. Она служит реализации целей и задач, поставленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Указанные документы послужили нормативно-правовой и методологической основой для разработки данного методического пособия. В нём представлены полные сценарии тематических классных часов под общим названием «Имя России» и методические рекомендации по их использованию, которые могут послужить основой для составления и реализации школьной программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Современная молодёжь в условиях свободного демократического общества не всегда защищена от информации, которая оказывает на нравственную сферу личности негативное влияние, наносящее моральный ущерб подрастающему поколению страны и национальным интересам России.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, важнейшими национальными интересами России на современном этапе являются укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России. В стратегии отмечается, что достижение целей государственной политики в сфере сбережения народов России и развития человеческого потенциала обеспечивается в том числе путём решения задачи обучения и воспитания детей и молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти выступает в этой связи в качестве стратегического национального приоритета.

В своём Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин, ссылаясь на авторитет академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, подчеркивал, что школьное образование должно отвечать двум базовым задачам: давать знания и воспитывать нравственного человека. В этом же документе говорится о необходимости предотвращать возможные конфликты и расколы на основании тяжёлого исторического наследия минувших эпох, приводятся слова академика Алексея Федоровича Лосева как критерий уважительного отношения к прошлому: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное».

Представленная в настоящем пособии программа по духовно-нравственному воспитанию школьников «Имя России» разработана в соответствии с вышеуказанными требованиями и реализована клириками храма Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО совместно с педагогическими и детско-родительскими коллективами общеобразовательных школ района Проспект Вернадского города Москвы.

В качестве содержательной основы программы используются биографические данные выдающихся российских исторических деятелей, что позволяет более широко и полно взглянуть на значение и роль базовых национальных духовно-нравственных ценностей в жизни каждого отдельного человека и страны в целом. Внёсшие существенный вклад в формирование и укрепление российской государственности персонажи, представленные в сценариях тематических классных часов, являют собой успешный личностный и в то же время высокий духовно-нравственный жизненный пример для воспитания современной молодёжи в различных областях общественного служения, а именно: государственный деятель, военачальник (полководец), дипломат, представитель Церкви (святой), учёный (исследователь), художник, поэт (писатель), композитор и представители других видов общественной и государственной деятельности, охватывающие весь спектр российского гражданского общества.

Таким образом, раскрытие личности героя происходит путём осмысления его поступков на основе духовно-нравственных ценностей и оценки его позитивного жизненного опыта в контексте истории России. Такой подход позволяет по-новому интегрировать в рамках единого курса духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание на основе ценностей православной культуры как основного традиционного источника нравственности для многонационального российского народа.

Представленные в рамках пособия сценарии тематических классных часов направлены на развитие у учащихся мотивации к познанию и творчеству, способствуют обеспечению их эмоционального благополучия, приобщают к традиционным нравственным ценностям, создают условия для интеллектуального и духовного развития личности, обеспечивают взаимодействие педагога с семьями школьников.

Все сценарии тематических классных часов строятся на принципах доступности, преемственности и результативности. В них используются такие методы, как беседа, сценическое действие, демонстрация мультимедийных материалов, активные формы дистанционного обучения при выполнении учащимися индивидуальных заданий и при самостоятельной подготовке к занятию, а также групповые формы взаимодействия в ходе проведения викторин и тематических выездных экскурсий.

Для реализации программы «Имя России» рекомендуется использовать такие элементы школьной внеклассной работы, как проектная деятельность, коллективная творческая деятельность и общешкольный тематический классный час, включённый в план внеурочной деятельности школы. Подобный подход является наиболее эффективным для полноценного охвата всех учащихся основной и старшей школы и создания единого воспитательного и информационного пространства, объединяющего учащихся, педагогов, родителей.

Использование исторического и литературного материала через судьбы героев в ходе сценической постановки способствует формированию у учащихся яркого положительного образа. Учащийся видит, как его соотечественники в различных жизненных ситуациях, во многом схожих с сегодняшними реалиями, руководствовались в своих поступках важнейшими духовно-нравственными ценностями. Школьники отрабатывают навыки самостоятельной работы с информацией, умения её поиска и систематизации, учатся делать обобщения и проводить параллели, формулировать задачи и цели деятельности, опираясь на историко-культурный опыт и духовно-нравственные традиции. Знакомство с материалом происходит через творческие задания и приобщение к произведениям искусства, что позволяет более глубоко усвоить теоретический материал.

Данная программа может оказать существенную помощь педагогическому коллективу школы в реализации воспитательной составляющей содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по следующим направлениям:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию;

– воспитание уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

– формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное пособие разработано для помощи учителям в составлении и реализации программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, направленных на приобщение обучающихся среднего и старшего школьного возраста к духовно-нравственным ценностям многонационального народа России, а также воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Предметные результаты освоения программы

  • закрепление ранее усвоенных и получение дополнительных знаний по истории России, литературе и МХК;
  • расширение знаний в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • получение знаний об основах православной и других традиционных для России религиозных культур.

Метапредметные результаты освоения программы

Регулятивные УУД:

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях прошлого и настоящего, содержащуюся в различных источниках;
  • развитие умений выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • развитие умений определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, приводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 
  • умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • умение резюмировать главную идею текста.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение играть определённую роль в совместной деятельности;
  • умение понимать позицию собеседника, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • умение критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • умение предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения.

В области ИКТ:

  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе написание сочинений, докладов, создание презентаций;
  • умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
  • умение соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Личностные результаты освоения программы

В сфере личностного развития:

  • укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
  • формирование представлений о ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • формирование ответственности личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ч. 2).

В сфере общественных отношений:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование у учащегося осознания себя гражданином России на основе принятия традиционных нравственных ценностей;
  • развитие у учащегося чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • воспитание осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; 
  • формирование понимания ценности и необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений;
  • формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Практическая сторона реализации данной программы основывается на многолетней традиции, ежегодно поддерживаемой Министерством просвещения (ранее – Министерством образования и науки) Российской Федерации, в преддверии нового учебного года рассылать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Министерство просвещения рекомендует в целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества включать в программы воспитания и социализации события, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятные даты российской истории и культуры.

При этом важно отметить, что любая памятная дата, любое историческое событие основываются на фактах и событиях из жизни и деятельности тех или иных исторических личностей.

Поэтому отличительной особенностью программы является то, что процесс знакомства учащихся с духовно-нравственными ценностями происходит через изучение биографий выдающихся исторических деятелей с опорой на духовную, нравственную сторону в оценке их поступков и их исторического значения.

Основной формой подачи материала является беседа, проводимая подготовленным педагогом школы или приглашённым гостем, представляющим общественные организации или институты, ориентированные на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, в том числе традиционные религиозные организации. В ходе проведения беседы ведущий должен учитывать возрастные особенности аудитории и использовать заранее подготовленные презентации, видеоматериалы, фрагменты литературно-музыкальных композиций.

Программа «Имя России» может быть успешно интегрирована в систему воспитательной работы школы и реализовываться в достаточной длительной перспективе на основе принципов преемственности и цикличности.

Возраст и особенности целевой аудитории

Возраст обучающихся, для которых разработана данная программа, составляет 11–17 лет. В этом возрасте школьники часто испытывают трудности, связанные с процессами как физического, так и психологического взросления. Особое значение в этот возрастной период придаётся вопросам самореализации и самовыражения, связанным с умением высказывать свою точку зрения, доказывать свою правоту, потребностью быть услышанным, желанием получить поддержку. Поэтому учащимся будут интересны такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют их самовыражению, учитывают их интересы, позволяют принимать самостоятельные и ответственные решения, участвовать в проектировании и проведении занятий.

Методические рекомендации

Сценарии, представленные в данном пособии, могут стать основой при комплексном планировании воспитательной работы в школе с использованием таких форм, как проектная деятельность, коллективная творческая деятельность, общешкольный тематический классный час, включённый в план внеурочной деятельности, выездные экскурсии, тематические викторины.

Таким образом, реализация программы «Имя России» предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков. Проектная деятельность способствует развитию у детей творческих способностей, а также навыков работы с информацией. Отбор тематического материала для программы основывается на соответствии жизненного пути героев традиционным духовно-нравственным ценностям и идеалам народов России. В результате учащийся усваивает взаимосвязь между вектором развития исторического процесса и духовно-нравственными ориентирами общества, понимает роль и значение патриотизма в судьбе страны. Через осуществление подобных взаимосвязей тренируется логическое мышление, а формат беседы и использование проектного метода позволяют школьнику научиться вести дискуссию, аргументировать свою позицию, развивать навыки участия в коллективном планировании, что является необходимым условием для успешной организации проектной деятельности.

Приглашённый гость или ответственный педагог во время тематического классного часа взаимодействует с детьми и одновременно с другими педагогами, которые вместе со своими классами участвуют в этом мероприятии. Подобное взаимодействие даёт возможность педагогам в дальнейшем самостоятельно использовать смысловые элементы классного часа в своей учебной и воспитательной деятельности. Таким образом создаётся единое информационное пространство, позволяющее ученикам и учителям обмениваться мнениями, соображениями и размышлениями, посредством чего происходит усвоение полученной информации на личностном уровне.

Вместе с тем педагоги имеют возможность свободы творчества, вариативности при разработке и использовании собственных программ по духовно-нравственному воспитанию, полностью или частично используя материалы программы «Имя России», размещённые в свободном доступе в Интернете на сайте https://imya-rossii.ru

Этапы планирования

Первый этап – проектная деятельность (один месяц)

За два месяца до даты проведения общешкольного тематического классного часа классный руководитель или ответственный педагог сообщает учащимся класса, ответственного за его подготовку, тему и замысел планируемого мероприятия.

Учащиеся получают задание объединиться в несколько групп, найти в Интернете и в списке рекомендуемой литературы необходимую информацию о героях, событиях их жизненного пути и внимательно их изучить. Им необходимо пояснить, что информация, найденная ими на разных информационных ресурсах, нуждается в проверке путём привлечения дополнительной литературы или сайтов, содержащих научную информацию. На основе полученной информации учащиеся готовят собственное сообщение по теме классного часа, как они это себе представляют. Предпочтительный формат сообщения – презентация. Также возможны другие модели представления собранного материала, например сайт или электронное приложение (для школ с углублённым или профильным изучением математики и информатики).

Во время первого этапа ответственному педагогу рекомендуется помочь учащимся распределить между собою задачи в каждой группе, которые необходимо решить при подготовке сообщения по теме, составить план их выполнения. Важно, чтобы педагог в данном процессе играл направляющую, а не руководящую роль, мотивируя учащихся самим разрабатывать сценарий подготовки сообщения, формат презентации, и контролировал их деятельность до стадии реализации.

В завершение первого этапа каждая группа представляет педагогу и другим ученикам класса своё сообщение (презентацию). Педагог помогает учащимся проанализировать представленную ими информацию согласно смысловым акцентам, расставленным в сценарии будущего общешкольного классного часа. Педагогу вместе с детьми необходимо зафиксировать достигнутый результат перед переходом к следующему этапу реализации, выяснив, что получилось, а если что-то не получилось, то разобраться, в чём заключались основные трудности, что нового учащиеся узнали и чему научились.

В конце первого этапа педагог распределяет между учащимися класса стихи, предложенные в сценарии.

Второй этап – репетиционная деятельность (один месяц)

В данном этапе принимают участие учащиеся, получившие стихи. За первые две недели они должны хорошо выучить текст под контролем классного руководителя или педагога-организатора. В течение третьей недели репетиции проводятся в актовом зале. В этот период дети адаптируются к большому пространству зала, отрабатывают элементы сценического действия (передвижение по сцене, владение своим телом), слаженность и последовательность действий, учатся обращаться с микрофоном, получают помощь от педагога в развитии навыков сценической речи (ударения, паузы, смысловые акценты).

За несколько дней до выступления проводится генеральная репетиция в актовом зале школы с использованием всех элементов сценария: свет, звук, видео, презентация, стихи, сценическое действие (танец, песня). На этом этапе важно добиться, чтобы всё действие воспринималось как единое целое и ничто не отвлекало зрителей, создавая тем самым атмосферу сопереживания личности героя, эмоционального восприятия его образа.

Третий этап – тематический общешкольный классный час

Педагоги и классные руководители накануне проведения классного часа информируют учащихся о предстоящем мероприятии.

Классные часы в соответствии с планом внеурочной деятельности рекомендуется проводить по параллелям с таким расчётом, чтобы охватить весь контингент учащихся основной и старшей школы с учётом возможностей актового зала (например, первый урок – 5–6-е классы; второй урок – 7–8-е классы, третий урок – 9–11-е классы).

Как правило, в начале классного часа и по его завершении перед учащимися слово берёт заместитель директора по воспитательной работе.

Четвёртый этап – тематические мероприятия внеурочной деятельности

В школьном плане воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию необходимо предусмотреть в течение месяца после проведения общешкольного классного часа дополнительные мероприятия, близкие ему по тематике. Например, это может быть экскурсия, выставка, театральная постановка и др. Причём участвовать в этом этапе могут все учащиеся основной и старшей школы, а не только ученики тех классов, которые готовили и проводили это мероприятие для всей школы.

Заключение

Общее количество тематических классных часов по программе «Имя России» предполагается в количестве 28, то есть по 4 тематических общешкольных классных часа в течение одного учебного года. Используя данную программу и методику её реализации, школа получает дополнительную возможность углубления содержания деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся в части:

– освоения духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;

– воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; 

– знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; 

– усвоения традиционных ценностей многонационального российского общества; 

– воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирования целостного мировоззрения;

– формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и языку;

– готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

– формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

© 2019. Проект "Имя России". Все права защищены.